Добро пожаловать на официальный сайт
«Гомельского государственного профессионально-технического колледжа бытового обслуживания»

Информация родителям

 

Социальный видео-ролик 'Берегите детство. Притчи о воспитании'

 Психолог о том, почему с детьми нельзя торговаться

Социальный видеоролик "Селфхарм"

 

Психологические особенности суицидального поведения

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл такого явления, чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, из которой подросток не видит выхода.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мыли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки. При истинном суицидальном поведении намерение лишить себя жизни не только обдуманно, но и нередко долго «вынашивается».

Типы суицидального поведения: демонстративное поведение, аффективное поведение и истинно суицидальное поведение.

Демонстративное поведение

  • основе этого типа суицидального поведения лежит стремление человека обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов, отравления неядовитыми лекарствами.

Аффективное суицидальное поведение

Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях человек действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и человек, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия.

Истинное суицидальное поведение

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Человек готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения люди чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.

Самоубийство – слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому, чаще всего, решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации

  • Общая цель всех суицидентов – поиск решения. Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные переживания.
  • Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль. Боль рассматривается как мучение, душевные страдания и терзания. Невыносимая душевная боль является тем, от чего хочется избавиться или убежать. Никто не совершает суицид от радости.
  • Общей суицидальной эмоцией является беспомощность. В суицидальном состоянии человек испытывает состояние безнадежности, бессилия, беспросветности, уныния, нередко депрессии.
  • Общим внутренним отношением к суициду является двойственность (амбивалентность). Это одновременное переживание двух противоположных чувств, например, любовь и ненависть. Каждый суицидент, чтобы его спасли.

Группы мотивов, по которым лица с суицидальными тенденциями могут удерживаться от совершения самоубийства:

  1. Убеждения в необходимости преодоления проблемы («Как бы плохо я себя ни чувствовал, я всегда уверен, что еще не все потеряно»).
  2. Любимая семья («У меня есть обязательства перед моей семьей»; «Я очень сильно люблю мою семью и никогда не оставлю их»).
  3. Страх суицида («Я боюсь смерти и неизвестности»; «Я боюсь, что останусь в живых после попытки покончить с собой и стану инвалидом»).
  4. Страх социального отвержения («Меня беспокоит, что другие станут считать меня слабым и никчемным, если я попытаюсь покончить с собой»).
  5. Моральные и религиозные установки («Мои религиозные убеждения запрещают совершать суицид»).

Следует помнить, однако, что в состоянии интенсивных негативных переживаний влияние антисуицидальных мотивов на поведение суицидента снижается.


Причины суицидального поведения

Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя, ничего нельзя исправить и тд);

Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, стыд за себя).

  • суицидальная предрасположенность, т.е. наличие родственников, значимых людей ,совершивших суицид;
  • отсутствие теплых, доверительных отношений в семье: частые конфликтные ситуации, преобладание чувств отверженности, злости, обиды тд;
  • неразделенные чувства
  • смерть близкого человека, распад семьи;
  • насилие со стороны родителей, братьев или сестер, других родственников, знакомых;
  • физическое или моральное унижение;
  • ссора или острый конфликт со значимыми людьми
  • несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • чувство страха, тоски и отчаяния или же чувство обиды;
  • страх наказания за совершенные или несовершенные проступки;
  • одиночество;
  • состояние алкогольного опьянения или токсического отравления;
  • патология характера и психические заболевания.
  • тяжелое заболевание подростка
  • ранняя беременность или прерывание беременности

    Признаки суицидального риска

    Существуют три группы признаков, которые  могут указывать, на то, что возможность совершения суицида является очень высокой.

    Словесные  признаки, т.е. то, что можно почерпнуть из контекста беседы. К ним относятся сообщения о чувстве беспомощности, безнадежности. Беседа или ее фрагменты, связанные с прощанием с жизнью, (например, «последний раз смотрю на любимые фотографии...»); шутки о желании умереть; сообщения о конкретном плане или методе самоубийства; двойственность оценки каких-либо значимых событий или людей (например, колебания между любовью и ненавистью); медленная, вялотекущая и маловыразительная речь; самообвинения и обвинения других людей.

    Эмоциональные  признаки. Их можно почерпнуть из контекста словесных посланий и невербальных сообщений (плач, всхлипывание, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова). Переживание горя, чувство вины, неудачи, поражения, чувство собственной малозначимости, мнимые или реальные опасения или страхи. Выраженная растерянность. Импульсивные действия.

    Поведенческие признаки. Это внезапные изменения в поведении, которые отдаляют ребенка от значимых для него людей или от какой-то важной для него деятельности, а также склонность к опрометчивым или безрассудным поступкам, связанными с риском для жизни или здоровья (например, игры на строительных площадках, манипуляции взрывчатыми веществами, занятия рискованными видами спорта и прочее). Это также склонность к применению алкоголя и наркотических веществ. Сюда же относится потребность во врачебной помощи без особой необходимости, т.к. при скрытой депрессии часто проявляются физические недомогания при видимом отсутствии болезней.

    Помимо скрытой депрессии, может быть и явная, которая проявляется в сниженном настроении, явлении заторможенности (мышление, речь), наличии тоски. При явной депрессии могут присутствовать и другие симптомы: страх, тревога, опасения, боязливость, расставание с любимыми вещами (например, «так любил свою собаку, а теперь подарил – зачем она мне...»); приобретение или разговор о средствах самозащиты («достал газовый пистолет, баллончик и пр.», «а как вот эти таблетки действуют – почувствуешь что-нибудь, или нет?»); разговор о бессмысленности существования, об обесценивании человеческой жизни в целом, и своей собственной, в частности.

    Наиболее распространенные признаки:

    • Заметная перемена в обычных манерах поведения.
    • Недостаток сна или повышенная сонливость.
    • Ухудшение или улучшение аппетита.
    • Признаки беспокойства.
    • Признаки усталости.
    • Неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду.
    • Усиление жалоб на физическое недомогание.
    • Склонность к быстрой перемене настроения.
    • Отдаление от семьи и друзей.
    • Упадок энергии.
    • Отказ от занятиях в клубах, секциях, кружках и тд..
    • Излишний риск в поступках.
    • Поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни.
    • Необычные вспышки раздражительности или любвеобильности.
    • Усиленное чувство тревоги.
    • Выражение безнадежности.
    • Приобщение к алкоголю и / или наркотикам.
    • Раздача в дар ценного имущества.
    • Приведение в порядок всех дел.
    • Разговоры о собственных похоронах.
    • Составление записки об уходе из жизни.

    Словесные заявления:

    • «Ненавижу свою жизнь!».
    • «Они пожалеют о том, что мне сделали!».
    • «Не могу больше этого вынести… Надоело… Сколько можно!»
    • «Я решил покончить с собой!».
    • «Просто жить не хочется…!».
    • «Никому я не нужен… ».
    • «Ненавижу всех и все!».
    • «Больше ты меня не увидишь!..».
    • «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!».
    • «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!».

     

    • Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Единственный путь в таких случаях – прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка, обращение к специалистам.
    • Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка. Обратите внимание на детей, у которых в последнее время повысилась агрессивность, были нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.
    • Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно бывают связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
    • Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды и др.), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимую музыку, не смотрит любимые передачи и т.п.)
    • Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться трагедией жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
    • Угроза. Если Ваш ребенок открыто высказывает намерение уйти из жизни - это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях со стороны взрослого человека недопустимо невнимание и агрессивность к суициденту. Подобные реакции только подтолкнут его к исполнению угрозы. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь. Проконсультироваться у специалистов-медиков.
    • Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или Интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.п.

    Раннему выявлению эмоционально-поведенческих нарушений и суицидального риска способствует навык наблюдения. Человек, попавший в кризисную ситуацию, меняется. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с родными,  друзьями, интересы и др.

 

про мобильное приложение Safe Train

Мечтаю стать маминым телефоном"
(сочинение школьника)

Это история случилась в семье одной школьной учительницы. Все случилось, когда, придя домой учительница русского языка и литературы, открыла очередную тетрадь, чтобы проверить домашнее задание. В какой-то момент, она обхватила голову руками, эмоции переполняли все ее существо, она уже не могла сдержать слезы, не могла произнести ни слова, плач душил ее, это был момент, когда время остановилось. Ее супруг находился рядом и казалось абстрагировался от всего, он пребывал в своем телефоне, ничего, казалось бы, не могло отвлечь его от этого процесса. Но повернув голову и увидев жену в таком состоянии, он, пребывая в недоумении, не решался задать вопрос «Что происходит?».
Не убирая телефон и не отводя глаз от дисплея, спустя какое-то время, он все-таки спросил, что послужило причиной такого поведения. Подняв заплаканные глаза, супруга посмотрела на мужа и сказала, что сейчас проверяла домашнее задание своих учеников маленькое эссе на тему «Моя сокровенная мечта?». Супруг недоумевая и отметив про себя странность поведения своей жены, без особого интереса и участия, все-таки продолжил разговор, чтобы выяснить, что же вызвало такую бурную реакцию. Супруга ответила, что последнее эссе, перевернуло весь ее мир. Отложив телефон в сторону, супруг попросил рассказать подробнее, некое волнение появилось на его лице, и он заинтересовался тем самым эссе, которое довело его супругу до такого состояния и попросил прочесть его.В сочинении было следующее: «Моя самая заветная мечта – быть крутым телефоном. Мои мама и папа очень любят телефоны последних моделей, это их любимые устройства, они так много времени проводят с ними, я вижу, как они делятся с телефоном всем. Общение со мной не доставляет им такого удовольствия, они часам могу не замечать меня. Когда я прошу папу поиграть со мной в какую-нибудь игру, он говорит, что только не сегодня, потому что был тяжелый день и он очень устал. Но я вижу, как он берет в руки свой телефон и вся усталость проходит, он может так просидеть часами.
Когда мама занята своими делами, но она знает, что я уже больше часа жду, когда она уделит мне немного времени, чтобы посмотреть любимое аниме и вдруг раздается звонок по телефону, она забывает обо мне, и не прервет разговор даже если я заплачу. Мои родители читают, играют в игры, они заботятся и очень дорожат своими телефонами. Все мои просьбы побыть вместе они не замечают, потому что там в телефоне есть более важные вещи чем я. Когда прошу маму поговорить со мной, потому что хочу сказать ей что то важное, она всегда говорит что немного позже, что сейчас очень занята, а в руках у нее телефон. Поэтому я хочу стать телефоном, чтобы быть рядом со своими любимыми родителями».
Жена дочитала эссе и посмотрела на мужа, она не ожидала такой реакции, он был взволнован и в глазах читалась боль он сопереживал этому мальчугану. Супруг посмотрел на жену и сказал «Как бы я хотел сейчас обнять этого парня». Жена ь подняла красные от слез глаза и ответила:
«Ты можешь сделать это прямо сейчас – это написал наш сын».

 

Уважаемые взрослые!

Контролируйте поведение детей на водоемах, дорогах, дома, не оставляйте их без присмотра, обучайте их правилам безопасного поведения!

Комиссия по делам несовершеннолетних Гомельского облисполкома, прокуратура Гомельской области во избежание трагических случаев гибели детей, обращаются с призывом быть предельно внимательными и ответственными за жизнь собственных и других детей!

Помните: чужих детей не бывает, жизнь наших детей зависит от нас самих!

Номера телефонов вызова экстренных служб, "горячих" линий

МЧС – 101, 112

Милиция – 102

Скорая медицинская помощь – 103

Телефон доверия Гомельского городского центра социального обслуживания семьи и детей – 170

Телефон доверия учреждения «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница» – 8 0232 31 51 61

Общенациональный телефон психологической помощи несовершеннолетним 8-801-100-16-11

 

 

 

"Дом без насилия"

 

 

Помочь детям с суицидальными мыслями
Памятка об ответственности родителей

 

Помочь детям с суицидальными мыслями
Профилактика преступлений против половой неприкосновенности

 

 

 

Помочь детям с суицидальными мыслями
Жара и вода

Помочь детям с суицидальными мыслями
Памятка для родителей о вреде спайса

 

Помочь детям с суицидальными мыслями
Новое в законодательстве по насваю

 

Помочь детям с суицидальными мыслями
Памятка про насвай