Добро пожаловать на официальный сайт
«Гомельского государственного профессионально-технического колледжа бытового обслуживания»

Информация учащимся

 

Гаджет – это игрушка, помощник или опасное новшество?

Современные изобретения «преподнесли» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов. Смартфоны, электронные книги, ноутбуки и ультрабуки, планшеты, музыкальные плееры, игровые консоли и многое другое, создано, чтобы помогать и служить человеку, а на деле они часто подчиняют его себе. Особенно опасно, когда появляется  зависимость от гаджетов у детей.

Подавляющее большинство людей разных возрастов не могут проводить длительное время без своих гаджетов. Более того, у них наблюдаются тревожные симптомы: растерянность, депрессия, агрессия. Некоторые испытывают состояние сродни ломке. Об этом говорят опыты, проведенные учеными Америки, Великобритании, Китая, России. Поэтому можно утверждать, что зависимость от гаджетов может превратиться в серьезную проблему.

Для детей гаджет-зависимость начинается с того, что родители заменяют себя смартфонами, компьютером или планшетом. Многие предпочитают видеть своего ребёнка удобным, не отвлекающим от взрослых дел. А в итоге вырастает подросток, у которого неверно расставлены приоритеты: сначала виртуальный мир, а затем реальная жизнь.

У дошкольников, которые проводят с гаджетами более 120 минут в неделю - присутствуют отставание в развитии речи, проблемы с моторикой, нарушения памяти, плохая концентрация внимания, снижение креативности и различные эмоциональные расстройства (агрессивность, склонность к зависимости). Все перечисленные эмоциональные проблемы, связаны с несоответствующим жестоким контентом, а также с тем, что компьютерные игры постоянно активируют систему компенсации и получения удовольствия. Поэтому ребенок теряет вкус к ролевым играм, к подвижным играм, художественному творчеству, где нет переходов на другой уровень и начисления баллов. Удовольствие малыш привыкает получать только от гаджетов.

 Рекомендации, как помочь современному ребенку не стать жертвой новых технологий:

  1. Заниматься с ребенком дома, как в былые времена, когда молодые родители еще сами были детьми. Решающее значение для развития ребенка имеют разговоры, рассказывание историй, пение, обучающие игры, совместное творчество. Особенно важно чтение. Четверть часа каждый день — это не много, но если вы потратите его на чтение рассказов своему ребенку, это будет 800 тысяч слов, которые он дополнительно услышит за год.
  2. Объяснять ребенку с раннего детства, чем вредят гаджеты и почему важно использовать их очень ограничено, иначе в подростковом возрасте ничего не докажете.
  3. Начните с себя. Показывайте правильный пример своим детям, чтобы Ваши слова об опасности гаджетов совпадали с Вашими действиями. Без необходимости не пользуйтесь гаджетами дома.
  4. Не сдаваться. Дети будут жаловаться, что не способны пообщаться на темы интернета и игр со сверстниками, их обделили, не подарили телефон. Но признают правоту, когда повзрослеют.

            Чтобы оставаться в доверительных отношениях со своим ребенком помните, о важности диалога и разъяснении запретов!

Шашкова Ольга,

психолог

Гомельского городского ЦГЭ

 

 

О летнем отдыхе детей.

            Вот и пришла летняя пора, время активного отдыха детей, восстановления сил и здоровья после учебного года.  Это время необходимо правильно обустроить, наполнить интересными событиями, полезными для ребенка занятиями. Лето можно провести на даче, в деревне, в загородном оздоровительном лагере, а в пределах города – в школьном лагере.  Разнообразная деятельность, новые впечатления ждут ребенка в это время.

          Чтобы летний отдых детей проходил активно и в то же время безопасно, следует придерживаться элементарных правил. Прежде всего, это касается питания детей. Летом в рационе ребенка в больших количествах должны присутствовать свежие овощи, фрукты, ягоды, соки.  Но следует помнить, что употреблять в пищу  немытые фрукты и овощи нельзя, их необходимо тщательно вымыть под проточной водой, затем обдать горячей водой.

           На завтрак ребенку нужно давать каши, яичные или творожные блюда, мясо, рыбу, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром. Обед должен содержать овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и питье в виде киселя, компота, напитка, свежие фрукты или ягоды, фруктового пюре. В полдник ребенок должен выпивать стакан молока, кефира, простокваши или сока, съедать печенье, фрукты. На ужин лучше давать овощные или крупяные блюда.

           Необходимо соблюдать гигиену рук  – руки мойте с  мылом и как можно чаще.

           Не стоит забывать и про питьевой режим. Ребенку можно предложить практически любые морсы, компоты, разбавленные водой несладкие соки, простую воду. Не стоит давать детям сладкие газированные напитки, которые содержат очень  много сахара  и плохо утоляют жажду.

          Дети чаще  должны  бывать на воздухе, ведь солнце не только источник тепла и света, но и под воздействием солнечных лучей в организме образуется витамин Д, необходимый для роста и развития организма и защиты его от различного рода инфекций. Однако долгое пребывание под прямыми лучами солнца, особенно при температуре воздуха более 25 градусов может вызвать тепловой удар (перегревание организма) и солнечный удар (раздражение нервных центров при воздействии солнечных лучей на непокрытую голову). Чтобы этого избежать, с 10 до 17 часов не следует находиться под прямыми солнечными лучами; обязательно покрывать голову платком или шляпой; принимать солнечные ванны желательно утром с 7-00 до 10-00,  вечером  - после 17.00.

       Свежий воздух летом, как правило, сочетается с купанием, которое считается  эффективным видом закаливания. При плавании включаются в работу все виды мышц, укрепляется нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Но не следует забывать о постепенности и осторожности. Не допускайте переохлаждения ребенка в воде. Чередуйте купание с играми на берегу. Для неподготовленного человека, тем более ребенка, вода для первых купаний должна прогреться хотя бы до 22 градусов, продолжительность первого купания должна быть не более 2-4 минут, только после нескольких дней игры в воде можно продлить до 10 минут.

          Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе,  катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Старайтесь соблюдать режим дня, не забывайте про сон. Ребенок должен спать не менее 10 часов.

        Нахождение в оздоровительном лагере также благоприятно влияет на ребенка. Новые встречи, новые знакомства, раскрытие творческого потенциала, упорядоченный ритм жизни, режим питания, двигательная активность приводят к оздоровительному эффекту детского организма.

       Лето - это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет, во многом будет зависеть его здоровье весь следующий учебный год. Всем удачного лета!

Врач-гигиенист (заведующий)

отделением гигиены детей и подростков                                  Е.  Песенко

 

 

Не дай шанса распространению ВИЧ-инфекции

(в рамках Всемирного Дня памяти, умерших от СПИДа 17 мая 2020 года).

Ежегодно в третье воскресенье мая вспоминают людей, умерших от СПИДа. С начала мировой эпидемии в разных странах от сопутствующих СПИДу болезней умерли более 35 млн. человек.

Впервые Международный День памяти людей, умерших от СПИДа, был проведен в 1983 году в американском городе Сан-Франциско. В 80-е годы стремительно увеличивалось количество новых случаев ВИЧ-инфекции, в т. ч. нарастала смертность от СПИДа (синдрома приобретенного иммунодефицита). СПИД – это последняя, наиболее тяжелая стадия ВИЧ-инфекции. В то время ещё не существовало лечения.

В 1987 году активист Клив Джонс предложил создать лоскутное одеяло в память обо всех людях, умерших от СПИДа - квилт. Символом движения по предупреждению этой болезни стала красная ленточка, приколотая к одежде. Этот атрибут придумал в 1991 году художник Фрэнк Мур, которого также затронула проблема ВИЧ/СПИДа. И в настоящее время в этот день активисты и просто неравнодушные люди прикрепляют к своей одежде красные ленточки.

Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, на планете живут более 42 миллионов человек, инфицированных вирусом иммунодефицита (ВИЧ), и каждый день эта цифра увеличивается на 14–15 тысяч. Более 22 тысяч ВИЧ-позитивных людей живут в Республике Беларусь.

Сегодня ВИЧ-инфекция хроническое медикаментозно управляемое инфекционное заболевание. Полностью удалить ВИЧ из организма нельзя, но благодаря современным методам лечения и диагностики возможно остановить прогрессирование заболевания и не допустить развитие терминальной стадии.

СПИД не разовьется, если ВИЧ-позитивный человек:

  • как можно раньше узнает свой ВИЧ-статус;
  • регулярно будет посещать врача-инфекциониста;
  • проходить необходимые обследования (определение количества клеток иммунной системы (СD4-лимфоцитов) и вирусных частиц (вирусная нагрузка) в крови;
  • получать высокоэффективную антиретровирусную терапию (АРТ);
  • ответственно относиться к приему лекарственных препаратов (не пропускать их прием, соблюдать назначенную схему лечения), что позволит в ходе лечения достигнуть неопределяемой вирусной нагрузки.

Эти мероприятия (проводимые в нашей стране на бесплатной основе) составляют основу диспансерного наблюдения за пациентами с диагнозом «ВИЧ-инфекция» и направлены на удлинение продолжительности жизни и трудоспособности, предупреждение прогрессирования заболевания, профилактики и своевременного лечения оппортунистических инфекций.

Цель диспансеризации - продлить жизни человека, инфицированного ВИЧ, сделать ее социально содержательной и экономически продуктивной. По последним научным данным продолжительность жизни ВИЧ-позитивного человека, приверженного к диспансеризации и лечению, сопоставима с продолжительностью жизни человека без диагноза.

В связи с этим сегодня звучит призыв к тестированию и самотестированию на ВИЧ. Важно понимать, что несмотря на то, что человек не является представителем групп высокого риска, он по тем или иным причинам может быть инфицирован ВИЧ и долгое время даже не догадываться об этом. Своевременное выявление вируса дает возможность бороться за качество и продолжительность жизни каждого отдельно взятого человека.

Международный День памяти людей, умерших от СПИДа подчеркивает важность понимания многих аспектов ВИЧ-инфекции, касающихся жизни как отдельного человека, так и общества в целом, и дает возможность подумать о себе и о близких, почтить память тех, кто ушел и сделать все, чтобы понять жизнь людей, которых коснулась проблема ВИЧ-инфекции. Здоровье будущих поколений находится в руках тех, кто живет сегодня.

Предупредить инфицирование можно, соблюдая следующие правила:

  • не употреблять инъекционные наркотики;

    «Снижения вреда» - мировая стратегия, направленная на уменьшение негативных последствий от употребления наркотиков.

  • избегать случайных половых контактов и хранить верность одному партнеру;
  • пользоваться презервативом при случайных половых контактах;
  • своевременно обращаться за медицинской помощью в случае воспалительных заболеваний репродуктивной системы и инфекций, передаваемых половым путем;
  • инвазивные процедуры (татуировки, пирсинг и другие) проводить только в специализированных учреждениях;
  • пользоваться только индивидуальными предметами личной гигиены (бритвы, лезвия и маникюрные принадлежности и т.д.).

 

По материалам Гомельского областного ЦГЭиОЗ врач-гигиенист отделения общественного здоровья

Ирина Голубович

 

Пресс-релиз

Международный день семьи

         Целью международного дня семьи является привлечения внимания широкой общественности к проблемам семьи, которых сегодня существует большое количество, а также  укреплению семейных ценностей.    День семьи позволяет нам очередной раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Основным назначением семьи можно назвать рождение и воспитание детей. В этот день будет не лишним обратить внимание на положительные примеры того, как занятые на работе родители находят время и силы, чтобы уделить внимание детям. Очень важно, чтобы семья была прочной. В семье ребенок учиться постигать секреты общения между людьми, учиться любви и заботе. Через семью от одного поколения к другому передаются мудрость и знания.

         Полезен также и положительный опыт предприятий и организаций, предоставляющих поддержку работающим родителям. Важной общественной задачей является формирование модели благополучной, успешной семьи способной к духовно-нравственному саморазвитию и самореализации.

         Трудно переоценить роль семьи в обществе. Именно в ней закладывается основа личности каждого человека, преемственность последующих поколений. Семья – это социальный институт, в котором ребенок раскрывает природой заложенный потенциал и определяет свое место в жизни, учится добру, справедливости и созиданию. Гармония в семье и семейных отношениях – гарант стабильности и благополучия каждого.

С  семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи — вот мерило развития и прогресса страны.

         Семья для каждого человека – настоящая ценность в жизни. И в этот день хочется, чтобы в каждом доме царили гармония, душевность, любовь, радость и счастье! Пусть семья будет крепкой опорой, оберегом от невзгод и сочувствием в печалях и неприятностях.

На базе государственного учреждения «Гомельский городской центр гигиены и эпидемиологии» 14 и 15 мая 2020 года будет организована «прямая линия» психолога Шашковой Ольги Сергеевны по телефону 25-49-06  с 10.00 до 11.00 на тему «Как сохранить семью».

Психолог

отделения общественного здоровья                                   Шашкова О.С.

12.05.2020

 

 

Гаджеты и развитие ребенка. В чем взаимосвязь?

          В последнее время как взрослые, так дети активно пользуются гаджетами.

          Для полноценного развития ребенку необходимо достаточно много различных ощущений. Зрительные, слуховые, тактильные чувства активно участвуют в развитии малыша. Также очень важны близкие эмоциональные отношения с родителями и окружающими людьми. Движущая сила развития речи у маленького человека – это желание быть понятым, услышанным, сообщать о своих потребностях, размышлениях.

Раннее и чрезмерное «общение» с гаджетами способствует нарушению речевого развития ребенка и коммуникации, формирования мышления, усвоения социальных навыков, поведения и познавательной активности ребенка. Также имеет место ухудшение зрения, недостаток двигательной активности, проблемы с осанкой.

Основные причины, из-за которых родители дают детям гаджеты:

- для развития ребенка (детские компьютерные игры, программы, познавательные мультфильмы);

-для отвлечения или утешения ребенка;

-для более интересного проведения времени в поездках, очередях;

 для приобретения личного времени (время для разговоров по телефону, выполнения работы и т.д.).

Компьютерная игра должна являться только элементом занятия, а не просто развлечением. После занятия за компьютером или гаджетом необходимо проводить гимнастику для снятия зрительного напряжения, а также общеразвивающие физические упражнения для снятия мышечного напряжения.

Хотелось бы напомнить, что продолжительность занятия компьютерными играми для детей в возрасте от 6 до 9 лет должна быть не более 10 минут, развивающих занятий в свободном режиме – не более 25 минут. Портативные электронные изделия (например, ноутбуки, планшеты, смартфоны) запрещаются для использования детьми в возрасте до 6 лет.

Полезно регулярно стимулировать разнообразную занятость ребенка — приучать ребёнка к домашним делам, вместе читать и играть в настольные или другие игры.

Будет здорово, если родитель станет примером для ребенка – сам не будет увлекаться гаджетами!

Врач-гигиенист отделения  

гигиены детей и подростков                                           Полина Грищенко

 

 

Пресс-релиз

18 мая – День профилактики меланомы в рамках

общеевропейской кампании «Евромеланома-2020»

По данным Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ), заболеваемость меланомой кожи за последние 50 лет возросла в 7 раз. Ежегодно во всем мире регистрируется свыше 130000 случаев заболевания меланомой, более 60 тысяч человек погибают от злокачественных новообразований кожи, в том числе меланомы - около 48 000 человек. 30 лет назад в Республике Беларусь ежегодно выявлялось 60 первичных случаев меланомы в год, а сейчас эта цифра достигает 700.

В большинстве случаев заболевают лица среднего возраста (40-45 лет), однако в последнее время все чаще заболевание встречается у людей молодого возраста (от 20 до 30 лет). Женщины болеют меланомой в 2 раза чаще мужчин. Люди со светлой кожей и волосами, голубыми и серыми глазами более подвержены данному типу рака кожи.

Меланома – это разновидность рака кожи, при которой происходит поражение пигментных клеток, расположенных в коже человека. Она встречается не так часто, как другие виды рака кожи, но наиболее опасна из-за высокого риска метастазирования, что приводит к развитию тяжелых случаев и смерти больного.

Самыми распространенными предшественниками меланомы являются невоидные новообразования кожи (невусы), однако меланома может появиться на коже любого здорового человека. Риск возникновения меланомы повышен, если среди близких родственников выявлялись случаи меланомы.

Одним из основных факторов риска развития меланомы является избыточное воздействие ультрафиолетового излучения. Специалисты ВОЗ предупреждают, что избыток солнечных лучей может быть опасен и даже смертелен. Чрезмерное пребывание на солнце в детском возрасте значительно повышает риск развития заболевания. Ожог, вызванный длительным пребыванием под солнцем, повышает риск развития меланомы более чем в 2 раза. ВОЗ подчеркивает тот факт, что искусственный загар, полученный с использованием специального оборудования, может привести к развитию рака кожи, что лица моложе 18 лет не должны посещать солярий.

Признаки перерождения родинок:

-резкое изменение пигментации - до черного цвета или, напротив, уменьшение интенсивности окраски;

-появление неравномерности пигментации;

-шелушение;

-нарушение и/или полное отсутствие кожного рисунка невуса;

-появление воспалительной ареолы вокруг невуса (красноватый венчик);

-увеличение в размерах и уплотнение;

-появление трещин, изъязвлений, кровоточивости.

Каждый из этих признаков должен серьезно насторожить и заставить немедленно обратиться к специалисту.

        Уменьшить риск развития меланомы позволяет ряд несложных для соблюдения правил:

1.Регулярный осмотр кожных покровов.

2.Обязательная защита кожи от воздействия ультрафиолетового излучения при большом числе пигментных или атипических меланоцитарных невусов.

3.Ограничение времени нахождения на открытом воздухе в солнечную погоду с 10 до 15 часов в летнее время.

4.Адекватное использование фотозащитных средств (головные уборы, солцезащитные очки, одежда, солнцезащитные кремы).

  1. Ограничение использование соляриев.

 18 мая 2020 года на базе Гомельского городского ЦГЭ будет организована «прямая» линия врача-гигиениста (заведующий) Кебикова Дениса Александровича по вопросам здоровьесбережения с 9.00 до 10.00, по телефону 21-02-17.

                                                                                                     Светлана Турко,

                                                                                       помощник врача-гигиениста

                                                                                     Гомельского городского ЦГЭ

 

 

 

Как сохранить память и обострить ум в любом возрасте

            Одним из важнейших условий активного долголетия является сохранение функций мозга. Нейробиолог Лоуренс Катц разработал систему упражнений для мозга, чтобы сохранить его функциональность до глубокой старости. Эти упражнения подходят для всех возрастов. Предоставление вашему мозгу новых впечатлений сохранит его здоровье.  Попробуйте эти мини упражнения для умственной тренировки во время отдыха или работы, чтобы сохранить память и обострить ум.

  1. Чистите зубы «нерабочей» рукой. Левая рука у правшей, и правая рука у левшей задействуют противоположные полушария мозга, и таким образом тренирует отделы мозга, которые обычно мы используем в меньшей степени. Секрет эффективности этого простого упражнения в быстром и существенном расширении связей между различными зонами коры головного мозга. Результаты: мгновенный – вы быстрее проснетесь и взбодритесь перед началом рабочего дня. Долгосрочный: если вы будете регулярно выполнять это упражнение, то вскоре заметите, что на прежнюю работу у вас уходит меньше времени и усилий.
  2. Принимайте душ с закрытыми глазами. Часто ли вы сосредотачиваетесь на тактильных ощущениях? На том, что чувствуют ваши пальцы, тело? 90% информации мы воспринимаем зрением, но это вовсе не означает, что оставшиеся 10% незначительны, и их можно игнорировать. Как только вы сознательно обращаете внимание на тактильные ощущения, у вас активизируются отделы мозга, которые вы не привыкли использовать. Ваши кожа чувствует то, что невозможно увидеть, и посылает сигналы об этом вашему мозгу. Сознательно сосредоточившись на этих ощущениях, вы не только дадите отдых своему мыслительному центру (который то и дело страдает от перегрузок), но обострите чувственное восприятие происходящих с вами повседневных событий. А эти ощущения того стоят. Еще один вариант тренировки тактильного восприятия - определение монет на ощупь. Попробуйте понять номинал монет не зрительно, а на ощупь – например, стоя на светофоре или в пробке.
  3. Меняйте свой привычный утренний распорядок. Оденьтесь после завтрака, а не до него, погуляйте с собакой в новом районе, смените ваш любимый ТВ-канал или радиостанцию и т.п. Это станет отличной «утренней разминкой» для мозга. Исследования показывают, что новые задачи увеличивают уровень активности коры головного мозга и активизируют мыслительные процессы и память.
  4. Переворачивайте привычные предметы вверх ногами. Буквально! Когда вы смотрите на вещи в их привычном положении, левое, «логическое» полушарие не делает усилий, чтобы распознать их. Почувствуйте разницу: переверните вверх ногами фотографии вашей семьи, настенные часы и календарь. Вы невольно станете выделять эти предметы в окружающей обстановке. Ваше левое полушарие включится в работу и попытается распознать форму, цвет и отношение к непонятной ему картинке.

Недостаток у этого упражнения только один: вы быстро привыкните к «перевернутому миру», и новизна восприятия вновь сменится привычкой. Поэтому положение предметов придется менять регулярно: с вертикального на горизонтальное, ставить статуэтки то в фас, то в профиль, а кактус с подоконника на этажерку, и наоборот.

  1. Меняйтесь местами за столом. В большинстве семей каждый сидит за обеденным столом на одном и том же месте, привыкает к нему, практически «срастается» с ним. Попробуйте разбавить эту рутину простой задачей: садитесь каждый раз на другом месте и попросите делать то же самое своих близких. Вы увидите до боли знакомую вам комнату и предметы с нового ракурса, как будто побываете в гостях. Даже ощущения от использования солонки и перечницы будут другими.

Находясь в супермаркете, вспомните, что наиболее прибыльные товары располагают на уровне глаз и груди, там, где мы их замечаем в первую очередь - переводите взгляд на нижние полки. Это станет отличной тренировкой отделов головного мозга, отвечающих за концентрацию, к тому же вы сможете сделать наиболее выгодные с точки зрения цены покупки.

  1. Вдыхайте новые ароматы. Утро пахнет ароматом кофе, день – офисом, вечер – любимым гелем для душа. Мы настолько к этому привыкли, что перестали обращать внимание на ароматы. Попробуйте сменить ароматы дня: начните утро с аромата ванили или апельсинов (это не менее приятно, чем кофе), продолжите день запахом корицы и завершите его успокаивающим ароматом мяты или ромашкового чая. Меняйте запахи вокруг себя так часто, как сможете. Вы удивитесь, но вскоре новые ароматы подтянут за собой новые краски и звуки. А все потому, что таким простым действием мы включили новые пути нейронных связей мозга.
  2. Открывайте окно машины. Если мелькание картинки за окном будет подкреплено сменой звуков и запахов, ваш мозг получит отличную тренировку только лишь за время путешествия из дома на работу. Это упражнение активизирует гиппокамп — часть головного мозга, отвечающую за воспоминания. Они станут более яркими, если в них участвуют запахи, звуки и образы.
  3. Читайте и слушайте. Мы используем разные отделы мозга, когда читаем сами или слушаем, когда читаем вслух или про себя. Попробуйте почитать вслух вашему собеседнику, чередуя роли слушателя и чтеца. Возможно, вы гораздо дольше будете читать книгу, зато проведете больше времени вместе.
  4. Придумайте необычное применение обычным предметам. Необязательно воплощать нестандартные идеи в жизнь. Попробуйте просто пофантазировать на тему «10 вариантов использования…». Например, чайная чашка может служить формочкой для нарезки теста на печенье, вазочкой для цветов, конфет или салфетницей и т. д. 
  5. Рисуйте. Большинство профессий активизирует левое полушарие мозга и логику. Правое полушарие, отвечающее за эмоции и творческое восприятие мира, при этом «отдыхает». А ведь творчество – дает совершенно уникальные и неповторимые ощущения. Откройте их – начните рисовать. Это может быть что-то конкретное (пейзаж за окном, время года, снегопад, автопортрет) или абстрактное: например, собственную радость или любовь.
  6. Ешьте незнакомые продукты. Пробуйте новые вкусы. Вкусовые и обонятельные рецепторы напрямую связаны с эмоциональным центром мозга, поэтому новые вкусы и запахи могут вызвать неожиданные чувства и ассоциации.

Не бойтесь пробовать мир во всех его цветах, вкусах и запахах, заряжайтесь впечатлениями и эмоциями. Это лучшая профилактика старения мозга, и именно это делает нашу жизнь по-настоящему интересной и насыщенной.

Врач-гигиенист                                                                 Алла Ивановна Зинович

 

 

 

Пресс-релиз к Единому дню здоровья

«Всемирный день гемофилии».

                Гемофили́я— редкое наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свёртывания крови. При этом заболевании возникают кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы, как спонтанные, так и в результате травмы или хирургического вмешательства.

Гемофилия появляется из-за изменения одного гена в хромосоме X. Различают три типа гемофилии (A, B, C).

Гемофилия A (рецессивная мутация в X-хромосоме) вызывает недостаточность в крови необходимого белка — так называемого фактора VIII (антигемофильного глобулина). Такая гемофилия считается классической, она встречается наиболее часто, у 80—90 % больных гемофилией. Тяжёлые кровотечения при травмах и операциях наблюдаются при уровне VIII фактора— 5—20 %.

Гемофилия B (рецессивная мутация в X-хромосоме) — недостаточность фактора плазмы IX (Кристмаса). Нарушено образование вторичной коагуляционной пробки.

Гемофилия C (аутосомный рецессивный либо доминантный тип наследования, то есть встречается как у мужчин, так и у женщин)— недостаточность фактора крови XI. В настоящее время гемофилия С исключена из классификации, так как её клинические проявления значительно отличаются от А и В.

Ведущими симптомами гемофилии А и В являются повышенная кровоточивость с первых месяцев жизни; подкожные, межмышечные, субфасциальные, забрюшинные гематомы, обусловленные ушибами, порезами, различными хирургическими вмешательствами; обильные посттравматические кровотечения; гемартрозы крупных суставов, с вторичными воспалительными изменениями.

Обычно болезнью страдают мужчины (наследование, сцепленное с полом), женщины же обычно выступают как носительницы гемофилии и могут родить больных сыновей или дочерей-носительниц.

Гемофилия не обязательно передается по наследству. Спонтанные мутации человеческой ДНК происходят постоянно. И поэтому возможен вариант возникновения гемофилии в семье, где никто и никогда не страдал от этого заболевания — так называемая спорадическая гемофилия. Она встречается не так уж и редко — в трети всех случаев заболевания.

Гемофилия, вопреки распространенному мнению, это не обязательно немедленная смерть от царапины. При легкой форме заболевания даже анализы на свертываемость крови могут быть в норме, а повышенное кровотечение наблюдается только во время операций или в результате травм. Такие люди иногда получают диагноз, уже будучи взрослыми. Обычно лечение им требуется только в случае возникшего кровотечения. А вот пациенты с умеренной и тяжелой формами нуждаются в профилактическом лечении, то есть во введении препаратов, заменяющих нужные факторы крови.

Основная беда гемофилии — гемартрозы, то есть кровоизлияния в сустав. Они развиваются в 70-80% случаев и приводят к воспалениям сустава, болям, ограничению подвижности.

Для диагностики гемофилии применяется: коагулограмма, определение времени свёртываемости, добавление образцов плазмы с отсутствием одного из факторов свёртывания.

Хотя болезнь на сегодняшний день неизлечима, её течение контролируется с помощью инъекций недостающего фактора свёртываемости крови. Для лечения используются концентраты факторов свертывания как полученные из донорской крови, так и рекомбинантные (выращенные искусственным путём у животных).

В 17 апреля 2020 года на  базе Гомельского городского центра гигиены и эпидемиологии будет организована «прямая» линия врача-гигиениста (заведующего) отделения общественного здоровья Кебикова Дениса Александровича по вопросам  здорового образа жизни с 10.00 до 11.00, по телефону 21-02-17.

                                                                         

                                                                          Бетанова О.Н.

                                                                          помощник врача-гигиениста

                                                                          Гомельского городского ЦГЭ

 

 

 

Пресс-релиз к ЕДЗ

Всемирный день распространения информации

о проблеме аутизма

(2 апреля 2020 года)

Аутизм –  это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Для этих расстройств характерны трудности в области социального взаимодействия и коммуникации, а также ограниченный и повторяющийся круг интересов и занятий, т.е. болезненное состояние психики, погружённость человека в себя, стремление уйти от контактов с окружающим миром.

На данный момент существует несколько теорий, объясняющих появление аутизма и ни одна из них, не может до конца объяснить природу данного расстройства.

Аутизм одно из тех заболеваний, которое кроме нарушений психического здоровья, имеет ряд социально значимых последствий: проблемы социальной адаптации; проблемы обучения, профессиональной подготовки; значительное снижение качества жизни; высокий уровень инвалидности; наличие серьезного стресс-фактора (установление диагноза аутизм) для семьи и ближайшего окружения пациента.

В настоящее время становится все более понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и особенности положения в социуме меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом, всю жизнь.

Распознать расстройство аутистического спектра у детей до 12 месяцев сложно, но в возрасте двух лет диагностирование обычно возможно. Характерными чертами являются задержка или временный регресс в развитии речи и социальных навыков и повторяющиеся стереотипные модели поведения. Нарушается способность ребенка к социальным навыкам, контактам с другими детьми и взрослыми, возникают проблемы, как в невербальной коммуникации, так и общению при помощи речи. Ребенок боится смотреть в глаза, фиксирует взгляд на родителях на короткое время или совсем не смотрит на них, не плачет, когда мама уходит, не улыбается и не тянет руки к родителям.  К возрасту в 2 года он не произносит простых фраз, а использует в речи лишь несколько простых звуков. Внешние раздражители заставляют ребенка бояться, он замирает, закрывает уши, глаза или прячется. Игровая деятельность носит специфический характер – игрушки часто выстраиваются в ряд или отбираются только по цвету или размеру, мальчики любят складывать схемы из конструктора. С раннего детства могут отмечаться стереотипные, навязчивые движения в виде раскачивания, хождения по кругу (манежная ходьба), подскоки, подпрыгивания, потряхивание руками в покое и при волнении, повышение тонуса в руках или ногах, стереотипное рисование.

Следует отметить, что частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, от интеллектуального и социального статуса родителей и многих других моментов. Все это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого расстройства. Между тем, по статистике, различные формы аутизма встречаются у каждого сотого человека, а легкой формой аутизма страдали многие великие люди науки и искусства и именно поэтому были гениальны: А. Эйнштейн, И. Ньютон, Дж. Оруэлл, Г. Уэллс, Моцарт, Кант, Микеланджело. 

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизнью, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций, ограниченностью интересов и повторяющимся репертуаром поведения.  Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство. Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Проявления аутизма могут быть заметны и у грудных детей, однако ярче проявляются после года, а очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. Ребенку с аутизмом НУЖНО И МОЖНО помочь адаптироваться во внешнем мире, для этого ему необходимы внимание, любовь, забота, обучение и воспитание.

В рамках проведения Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма 02 и 03 апреля 2020 года с 9.00 до 11.00 в государственном учреждении «Гомельский городской центр гигиены и эпидемиологии» будет работать «прямая линия» психолога отделения общественного здоровья по телефону: 25-49-06.

Ольга Шашкова,                    

психолог

отделения общественного здоровья

Гомельского городского ЦГЭ

 

 

 

Картинки по запросу "единый день здоровья 2020"

Пресс-релиз к Единому дню здоровья «Всемирный день здоровья»

Ежегодно 7 апреля, в день основания Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ), во всем мире проходит Всемирный день здоровья.

2020 год объявлен  Международным годом работников сестринских и акушерских служб, поэтому мероприятия Всемирного дня здоровья  посвящены жизненно важной роли медицинских сестер и акушерок в охране здоровья людей во всем мире и необходимости укрепления сестринских и акушерских служб.

Намечены задачи:

-побудить общественность по достоинству оценить работу медицинских сестер и акушерок и их вклад в оказание медицинской помощи;

-повысить привлекательность профессий медицинской сестры и акушерки в системе здравоохранения;

- мобилизовать поддержку и финансирование сестринских и акушерских служб.

Медсестры и акушерки работают на всех уровнях системы здравоохранения, в различных условиях и контекстах, оказывая качественную помощь, руководя работой медицинских бригад, осуществляя исследования, обучая новое поколение работников сестринских и акушерских служб. Без профессии медицинской сестры и акушерки трудно представить завтрашний  день. Нужно ценить труд медицинских сестер и акушерок и выражать им благодарность за вклад в охрану нашего здоровья.

День здоровья — всеобщий праздник всех людей, придерживающихся основ здорового образа жизни.

Здоровье человека – это самое ценное, что есть у него. Ничто не может сравниться с ним: ни богатство, ни положение в обществе, ни слава. Это настоящая драгоценность, подаренная нам природой. Человек обязан беречь свое здоровье смолоду, ведь именно здоровый человек формирует сильную нацию. Здоровые люди редко задумываются о том, как правильно и разумно устроить свой быт и жизнедеятельность, чтобы их здоровье оставалось крепким и надёжным на продолжительную перспективу. А между тем здоровье очень легко потерять. Люди, страдающие теми или иными, особенно хроническими заболеваниями, на практике ежедневно сталкиваются с массой проблем, которые усложняют их жизнь.

Быть здоровым - это целая наука и одно из её направлений - формирование культуры здоровья: совершенство физическое, духовное, социальное. В связи с этим человек и должен сотворить себя: быть здоровым и найти свой путь в жизни. Рост и развитие человека должны сопровождаться диагностикой уровня здоровья, приверженностью к здоровому питанию и физической активности, отсутствием вредных привычек.

Здоровье населения – не просто медицинское понятие. Установлено, что уровень состояния здоровья людей зависит от уровня здравоохранения и медицинского обслуживания только на 8-10%. Остальное формируется из множества иных факторов: экологической, экономической, социальной обстановки, исторически сложившихся традиций поведения, культуры питания, наследственности, и от отношения людей к себе, своему здоровью.

Физическая нагрузка – один из компонентов здорового образа жизни, который улучшает общее состояние организма и работу лимфатической системы, выводящей токсины из организма. Кроме физической нагрузки человек, чтобы быть здоровым, должен правильно питаться, хорошо высыпаться, уметь бороться со стрессами, чередовать  работу с отдыхом, выработать для себя оптимальный режим дня и придерживаться его. Обязательно нужно поддерживать хорошее настроение и чаще улыбаться – это одно из необходимых условий хорошего психического здоровья.                                    

Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.

В период с 6 по 8 апреля 2020 года на  базе Гомельского городского центра гигиены и эпидемиологии будут организованы «прямые» линии:

- врача-гигиениста (заведующий) Кебикова Дениса Александровича по вопросам организации помощи населению по профилактике ВИЧ-инфекции  с 10.00 до 12.00, по телефону 21-02-17;

- врача-гигиениста Зинович Аллы Ивановны по вопросам организации работы по здоровому образу жизни   с 8.30 до 9.30, по телефону 25-49-06;

                                             

                                                                                                      Светлана Турко,

                                                                                       помощник врача-гигиениста

                                                                                     Гомельского городского ЦГЭ

 

 

16 января - день профилактики гриппа и ОРЗ

Ежегодно в осенне-зимний период отмечается сезонный подъем заболеваемости острыми респираторными инфекциями (далее – ОРИ), гриппом.  Заболеваемость ОРВИ и гриппом  составляют до 90% всех случаев инфекционных заболеваний, регистрируемых на территории г.Гомеля.

На сегодняшний день заболеваемость ОРИ в г.Гомеле не превышает порога эпидемиологического благополучия и в основном обусловлена циркуляцией не гриппозных респираторных вирусов (аденовирусы, респираторно-синтициальный вирус, парагрипп 3 типа). Регистрируются единичные случаи заболевания гриппом у не привитых лиц. Вместе с тем, подъем заболеваемости ОРИ и гриппом прогнозируется на конец  января-февраль 2020 года.

Особенно подвержены этим заболеваниям дети в возрасте до 3-х лет, лица с хроническими заболеваниями, беременные, лица старше 65 лет.

Путь передачи ОРВИ и гриппа от больного человека здоровому - воздушно-капельный. Человек заражается при попадании частичек слизи вместе с вирусом, возбудителем заболевания, на слизистую оболочку носа или зева. Заразиться можно и через предметы обихода (полотенца, носовые платки, посуду и другие).

Инкубационный период (период от момента заражения  до появления первых клинических признаков) колеблется от нескольких часов до 3-5 дней. При этом больной гриппом человек с первых часов заболевания является источником инфекции.

Грипп является наиболее опасным заболеванием среди всех ОРВИ из-за высокого риска развития осложнений. В случае заболевания гриппом у человека могут возникнуть поражения дыхательной (пневмонии), сердечно-сосудистой (миокардит), центральной нервной (энцефалит)  системы. 

Основными симптомами гриппа являются: недомогание, озноб, резкое повышение температуры тела, боль в мышцах, головная боль, покраснение слизистой глаз и кожи лица, кашель, заложенность носа.

Самым  надежным средством профилактики гриппа  остаются вакцины. Вместе с тем, чтобы сократить риск развития заболевания ОРИ и гриппом в период сезонного подъема заболеваемости, рекомендуется:

- сокращение контакта с больными лицами: сократить поездки на общественном транспорте, избегать мест массового скопления людей,

- прием иммуномодуляторов (препараты женьшеня, элеутерококка, эхинацеи и другие), витаминов  групп А, С и Е (антиоксидантный комплекс или антиоксикапс),

- закаливание организма, влажные обтирания, обливание рук и ног холодной водой, прием контрастного душа, выполнение физических упражнений и другое.

В случае заболевания необходимо обращаться за медицинской помощью. Помните: самолечение ОРВИ и гриппа недопустимо!

Так же 17.01.2019г с 10.00 до 12.00 в противоэпидемическом отделении отдела эпидемиологии будет проходить «горячая линия» по вопросам, касающимся профилактики ОРВИ и гриппа. Вопросы можно задать по телефону 25-49-37.

 

 

 Социальная реклама и полезная информация МЧС

Безопасное использование бытовой химии

 19 декабря - День профилактики травматизма

Йога для пальцев

О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РБ, КоАП РБ

Декрет № 6 от 28 декабря 2014 г. О незаконном обороте наркотиков

Воздействие курения на организм

о комплексной реабилитации несовершеннолетних

Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств

Домашнее насилие

Игровая зависимость

Нежелательная беременность

СПАЙС

 

Действие
электрического тока на человека

 

Поражение электрическим током происходит, когда человеческий организм вступает в контакт с источником напряжения.

Коснувшись проводника, который находится под напряжением, человек становится частью электросети, по которой начинает протекать электрический ток.

Как известно, организм человека состоит из большого количества солей и жидкости, что является хорошим проводником электричества, поэтому действие электрического тока на организм человека может быть летальным.

Виды воздействий электрического тока на организм человека

Последствия, которые возникнут в результате действия электрического тока на человека зависят от многих факторов, а именно:

- от величины и рода протекающего тока, переменный ток является более опасным, чем постоянный;

- продолжительности его воздействия, чем больше время действия тока на человека, тем тяжелее последствия;

- пути протекания, самую большую опасность представляет ток, протекающий через головной и спинной мозг, область сердца и органов дыхания(легкие);

- от физического и психологического состояния человека. Организм человека обладает неким сопротивлением, это сопротивление варьируется в зависимости от состояния человека.

Минимальная величина тока, которую способен почувствовать человеческий организм составляет 1 мА.

При повышении тока более 1 мА человек начинает чувствовать себя некомфортно, возникают болезненные сокращения мышц, при увеличении тока до12-15 мА возникает судорожное сокращение мышц, контролировать свою мышечную систему человек уже не в состоянии и собственными силами не может разорвать контакт с источником тока. Этот ток называется неотпускаемым.

Действие электрического тока более 25 мА приводит к параличу мышц органов дыхания в результате чего человек может просто-напросто задохнуться. При дальнейшем увеличении тока возникает фибрилляция сердца.

Электрический ток проходя через организм человека может оказывать на него три вида воздействий:

  • термическое;
  • электролитическое;
  • биологическое.

Термическое действие тока подразумевает появление на теле ожогов разных форм, перегревание кровеносных сосудов и нарушение функциональности внутренних органов, которые находятся на питии протекания тока.

Электролитическое действие проявляется в расщепление крови и иной органической жидкости в тканях организма вызывая существенные изменения ее физико-химического состава.

Биологическое действие вызывает нарушение нормальной работы мышечной системы. Возникают непроизвольные судорожные сокращения мышц, опасно такое влияние на органы дыхания и кровообращения, таких как легкие и сердце, это может привести к нарушению их нормальной работы, в том числе и к абсолютному прекращению их функциональности.