Экспериментальная деятельность
ЦИФРОВАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
2024-2025 учебный год
ТЕМА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА
«Апробация цифровой модели профориентационной работы
в условиях учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО»
Руководитель проекта: Бутрим Светлана Ришардовна, начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы в учреждениях ПТО и ССО УО «Республиканский институт профессионального образования».
Гипотеза проекта: успешность профессионального и жизненного самоопределения школьников, проектирование ими индивидуального образовательно-профессионального маршрута с учетом личностных интересов и потребностей рынка труда значительно повысится при условии создания эффективной цифровой модели профориентационной работы в условиях учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО.
Цель проекта: разработка и апробация цифровой модели профориентационной работы в условиях учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО
Задачи:
- Создать цифровую модель профориентационной работы со школьниками в условиях информационного пространства колледжа, основанную на запросах динамично меняющейся экономики и развивающегося общества.
- Разработать цифровой информационный ресурс с профориентационным контентом.
- Разработать цифровые инструменты для профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
- Разработать методические материалы психологической и мотивационной поддержки профессионального самоопределения (игры-тренинги, профориентационные квесты, алгоритмы консультирования, кейс-интервью и др.).
- Обеспечить научно-методическое, организационно-методическое, организационно-управленческое и информационное сопровождение цифровой модели профориентационной работы для массового использования нововведений.
- Разработать методические рекомендации по внедрению цифровой модели профориентационной работы в условиях учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО
1.ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС – виртуальный кабинет профориентации, который представляет собой веб-ресурс колледжа с возможностью размещения профориентационных материалов (видеороликов, рекламных буклетов, игр-тренингов и др.), регистрации пользователей, проведения тестирования, консультирования.
Справочник абитуриента содержит информацию о специальностях и профессиях, по которым можно получить образование в колледже, условиях обучения, правилах приема и т.д.
2.ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ для профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
— Каталог цифровых сервисов по профориентации
— Банк видео-роликов по профессиям: «Художник-модельер», «Парикмахер», «Мастер по маникюру», «Швея» (организация практикоориентированного процесса обучения в колледже, мероприятия по развитию творческого потенциала обучающихся и т.д.)
— Банк видео-роликов с демонстрацией мастер-классов по профессиям «Художник-модельер», «Парикмахер», «Мастер по маникюру», «Швея»
— Банк видео-роликов с информацией о колледже и базовых предприятиях (экскурсии, интервью с выпускниками и т.д.)
-Диагностическая методика – электронный тест по профессиональному самоопределению (на основе диагностики профессиональных склонностей по методике Л.Йовайши в модификации Г.Резапкиной)
— Имиджевые рекламные буклеты, поднимающие престиж рабочей специальности, мотивирующие на работу по профессии
3.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МОТИВАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
-Психолого-педагогическое консультирование (алгоритмы)
-Профориентационные мероприятия (квесты)
-Игры-тренинги по стилизации образа (создание ансамбля костюм-прическа-макияж в едином стилевом решении).
-Кейс-интервью (по формированию навыков эффективного поведения на рынке труда: интервью с ведущими стилистами – выпускниками колледжа)
Критерии и показатели определения эффективности запланированной работы
Критерии | Показатели |
Уровень профессиональной компетентности участников ЭД | · Результативность участия в различных научно-методических, образовательных, познавательно-творческих мероприятиях, личное участие в конкурсах профессионального мастерства и подготовка учащихся к данным мероприятиям
· Доля работников, прошедших повышение квалификации по организации ЭИД |
Полнота и качество цифровых инструментов | Количество и качество разработанных цифровых инструментов:
· Каталог цифровых сервисов по профориентации · Диагностическая методика -электронный тест по профессиональному самоопределению · Банк видео-роликов по профессиям · Банк видео-роликов с демонстрацией мастер-классов по профессиям · Банк видео-роликов с информацией о колледже и базовых предприятиях (экскурсии, интервью с профессионалами и т.д.) · Имиджевые рекламные буклеты, поднимающие престиж рабочей специальности, мотивирующие на работу по профессии |
Полнота и качество программно-методического обеспечения | Количество и качество разработанных материалов:
· Психолого-педагогическое консультирование (алгоритмы) · Профориентационные мероприятия (квесты) · Игры-тренинги по стилизации образа · Кейс-интервью (по формированию навыков эффективного поведения на рынке труда: интервью с ведущими стилистами – выпускниками колледжа) |
Виртуальный кабинет профориентации | · Уровень разработки модели цифровой профориентационной работы со школьниками
· Полнота наполняемости и информативность материалов в Банках (сколько профессий представлено, доступность информации, качество видео-материалов) · Полнота и доступность информации в справочнике абитуриента |
Выполнение плана приёма на уровне ПТО и ССО | · Доля учащихся, поступивших в колледж в результате проведения профориентационной работы с использованием Виртуального кабинета колледжа, цифровых инструментов, психологической и мотивационной поддержки (%) |
Критерии эффективности цифровой модели профориентации:
- информационная насыщенность;
- безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды;
- актуальность информации;
- эффективность обратной связи
Сделать, отдельной кнопкой после первого текста назвать (мероприятия в рамках экспериментальной деятельности)
Программа проведения экспериментальной деятельности
по проекту «Апробация цифровой модели профориентационной работы
в условиях учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования» на 2024/2025 учебный год
Название
этапа |
Содержание работы
(мероприятия) |
Сроки
выполнения |
Форма
представления |
Подготовительный (проектный) | Анализ:
— кадрового обеспечения проекта; — обеспеченности УО техническими, программными средствами |
до 02.09.2024 | Проекты состава творческой группы, материалы по планированию создания функциональной материально-технической базы |
Создание творческой группы по экспериментальной деятельности в колледже на 2024/2025 учебный год | до 05.09.2024 | Состав творческой группы
|
|
Подготовка и издание приказа по колледжу об организации экспериментальной деятельности | до 06.09.2024
|
Приказ УО о проведении экспериментальной деятельности и создании творческой группы по апробации проекта (корректировка состава творческой группы) | |
Подготовка материально-технической базы для проведения экспериментальной работы в текущем учебном году: определение технических средств УО, которые будут задействованы для проведения ЭД; планирование закупки лицензионного пакета прикладных программ и оргтехники | Сентябрь 2024
|
Протокол заседания творческой группы с фиксацией результатов подготовки материально-технической базы для проведения ЭД | |
Ознакомление с нормативными правовыми документами в области профориентации | до 10.09.2024
|
Аналитический обзор, банк НПА, научной, методической литературы по теме ЭД | |
Разработка, согласование и утверждение Календарного плана на 2024/2025 учебный год | до 15.09.2024 | Календарный план ЭД
на учебный год |
|
Обучение творческой группы, распределение функциональных обязанностей между участниками группы.
Разработка и оформление плана работы творческой группы |
до 18.09.2024 | План работы творческой группы на 2024/2025 учебный год, рассмотренный и одобренный на заседании творческой группы, утвержденный директором колледжа | |
Участие руководителей творческой группы в инструктивно-методических совещаниях по организации экспериментальной и инновационной деятельности на областном и республиканском уровнях. Разработка и утверждение графика заседаний творческой группы по экспериментальной деятельности | Сентябрь 2024 | График заседаний творческой группы | |
Изучение теоретических и практических исследований по созданию и реализации модели цифровой профориентационной работы | Сентябрь 2024 | Протокол заседания творческой группы с фиксацией результатов изучения исследований | |
Проведение инструктивно-методического совещания с педагогами колледжа по процессу реализации проекта экспериментальной деятельности | 20.09.2024 | Протокол заседания творческой группы | |
Размещение на сайте колледжа в разделе «Цифровая профориентация» информации о ходе апробации проекта в текущем учебном году
|
В течение учебного года | Информация на сайте колледжа в разделе «Цифровая профориентация» | |
Основной (реализационный)
|
Изучение информационной среды профессионального самоопределения
— проведение анкетирования школьников и первокурсников (по разработанным в предыдущем учебном году анкетам, экспериментальная и контрольная группы), анализ результатов |
Сентябрь, 2024,
апрель 2025
|
Анкеты школьников и первокурсников, материалы по анализу результатов анкетирования
|
Пополнение контента цифрового информационного ресурса — виртуального кабинета колледжа с профориентационным контентом.
Размещение информации с профориентационным контентом на созданных интерактивных интернет-площадках в социальных сетях (колледж бытового обслуживания): Instagram, YouTube, VK, Telegram. tik-tok |
В течение учебного года
|
Протоколы заседания творческой группы с фиксацией содержания работы по каждому направлению.
Анализ функциональности созданных интернет-площадок
|
|
Консультирование кураторами проекта участников по вопросам реализации экспериментальной деятельности | В течение учебного года
|
Устные рекомендации, переписка в социальных сетях | |
Повышение квалификации педагогических кадров колледжа по вопросам экспериментальной деятельности | В течение учебного года
|
Свидетельство | |
Участие в открытом Республиканском конкурсе по профессиональному мастерству «Роза ветров» (участники конкурса в разных номинациях, Театр мод колледжа «Четыре стихии»), экшен-стрим в социальных сетях, размещение видеоматериалов в виртуальном кабинете колледжа и в социальных сетях.
Пополнение контента Банка видеороликов с информацией о колледже и базовых предприятиях (экскурсии, интервью с профессионалами и т.д.)
|
Сентябрь-октябрь 2024
|
Анализ эффективности профориентационной деятельности в рамках мероприятий.
Протокол заседания творческой группы. Информация на сайте колледжа и на интерактивных интернет-площадках
|
|
Разработка материалов и создание интерактивной квест-экскурсии по колледжу. Размещение материалов квест-экскурсии в виртуальном кабинете и в социальных сетях.
Разработка содержания психологической и мотивационной поддержки, оформление материалов: пополнение контента Игры и тренинги по стилизации образа
|
Октябрь 2024
|
Протокол заседания творческой группы. Информация на сайте колледжа и на интерактивных интернет-площадках
Статьи в областных и республиканских изданиях о ходе апробации проекта ЭД
|
Разработка содержания психологической и мотивационной поддержки: пополнение контента для Кейс-интервью (по формированию навыков эффективного поведения на рынке труда: интервью с ведущими стилистами – выпускниками колледжа).
Разработка и оформление творческого проекта «Бессмертная классика», презентация проекта в форме шоу-дефиле. Демонстрация мероприятия в online-режиме, экшен-стрим в социальных сетях. Подготовка и публикация материалов о ходе экспериментальной деятельности |
Ноябрь 2024
|
Анализ эффективности функционирования веб-сайта с профориентационным контентом.
Анализ эффективности профориентационной деятельности в рамках мероприятия
|
|
Ведение участниками экспериментальной деятельности дневника – календарного плана личной экспериментальной деятельности. Фиксирование результатов, выводы | В течение учебного года | Дневники участников экспериментальной деятельности | |
Организация и проведение конкурсов: «ЮниСтайл» (областной) и «Новогодний серпантин» (с УО Российской Федерации «Одинцовский техникум»). Демонстрация мероприятий в online-режиме, экшен-стрим в социальных сетях.
Разработка и оформление интерактивного квеста с элементами дополнительной реальности, размещение материалов в виртуальном кабинете и в социальных сетях
|
Декабрь 2024
|
Протокол заседания творческой группы. Информация на сайте колледжа и на интерактивных интернет- площадках.
Анализ эффективности функционирования веб-сайта с профориентационным контентом и созданных интернет-площадок
|
|
Проведение промежуточного контроля, анализа хода и результатов экспериментальной деятельности в колледже. Систематизация и оформление материалов для методических рекомендаций.
Разработка содержания психологической и мотивационной поддержки, оформление материалов, размещение в виртуальном кабинете: психолого-педагогическое консультирование (алгоритмы)
|
Январь 2025
|
Протокол заседания творческой группы с фиксацией содержания работы по каждому направлению
|
|
Пополнение контента Банка мастер-классов по профессиям «Художник-модельер», «Парикмахер», «Мастер по маникюру», «Швея».
Организация конкурса для школьников Создание креативного логотипа для салона-парикмахерской с использованием интерактивных элементов (графический дизайн, векторная графика, основы 3-D моделирования)
|
Февраль 2025
|
Протокол заседания творческой группы
Информация на сайте колледжа и на интерактивных интернет-площадках
|
|
Разработка контента теста по профессиональному самоопределению, оформление и цифровизация.
Конкурс по профессиональному мастерству в online-режиме (учащиеся колледжа и УО Российской Федерации «Одинцовский техникум»). Размещение фото- и видеоматериалов в виртуальном кабинете колледжа и в социальных сетях. Обновление рекламных буклетов, поднимающих престиж рабочей специальности, мотивирующих на работу по профессиям. Проведение Дня открытых дверей, демонстрация мероприятия в online -режиме
|
Март 2025 | Материалы с профориентационным контентом в виртуальном кабинете колледжа и в социальных сетях.
Рекламные буклеты для вручения посетителям при проведении Дня открытых дверей. Анализ эффективности функционирования веб-сайта с профориентационным контентом |
|
Заключи-тельный (обобщающе-аналитический)
|
Проведение сравнительного анализа результатов по экспериментальной деятельности за время апробации проекта. Размещение информации на сайте колледжа в разделе «Цифровая профориентация» о результатах апробации проекта в текущем учебном году.
Оформление и предоставление руководителю проекта итогового отчета по результатам реализации экспериментальной деятельности. Размещение информации на сайте колледжа в разделе «Цифровая профориентация» о ходе апробации проекта в текущем учебном году. Размещение материалов по профориентации на интерактивных интернет-площадках в социальных сетях (колледж бытового обслуживания): Instagram, YouTube, VK, Telegram, tik-tok. Подготовка публикаций (статей) по результатам экспериментальной деятельности
|
Апрель 2025
|
Протокол заседания творческой группы с отчетами руководителей подразделений о ходе и результатах апробации проекта. Информация на сайте колледжа и на интерактивных интернет-площадках.
Протокол заседания творческой группы с отчетами руководителей подразделений о ходе и результатах апробации проекта. Итоговый отчет, дневники участников ЭД. Информация на сайте колледжа и на интерактивных интернет-площадках
|