Инновационные подходы в образовании
Чтобы научить обучающихся самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в группах, развивать коммуникативные, творческие способности, брать ответственность на себя, мастеру производственного обучения приходится изучать и использовать новые методики.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.
Соответственно развитие инновационных методов — есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.
Поэтому должен происходить постоянный поиск, цель которого — найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по обучению, развитию и воспитанию обучающихся на всех этапах образования.
Мастеру производственного обучения необходимо обеспечить обучающихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
Инновационные уроки, реализуются после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний обучающихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такие уроки осуществляются при обязательном участии всех учащихся, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды).
На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать
следующим образом:
- осуществляется контроль знаний, умений и навыков обучающихся по определенной теме;
- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение обучающихся к уроку;
- предусматривается минимальное участие на уроке мастера производственного обучения;
- формируется профессионально значимые качества личности;
- развивается творческая активность, инициатива обучающегося, что позволяет повысить эффективность практического обучения.
Естественно, что инновационные уроки больше нравятся обучающимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д. Поэтому такие уроки должны быть у каждого мастера производственного обучения, но они не должны преобладать в общей структуре обучения. Мастеру производственного обучения необходимо определить место нетрадиционных уроков в работе.
Среди различных видов инновационных уроков, наиболее удачными можно считать следующие:
Игровые технологии — дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия обучающихся, выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес обучающихся к профессии. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к образовательной деятельности.
Например, на уроках производственного обучения используя различные игры — игра «Вставь пропущенное слово», логический диктант, игра «Аукцион», заполнение оценочных листов (самоконтроль, взаимоконтроль), игра «Выбери необходимый материал», «Выбери необходимый инструмент»,
«Найди ошибку» и др. предполагается развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.
Деловая игра — этот метод обучения дает учащимся возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности будущего специалиста.
Ролевые игры. Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. На занятиях имитируется деятельность какого-либо цеха на производстве, его подразделения, события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение планов, швея, мастер, начальник цеха и т.д.).
Игра развивает адаптивные возможности будущих специалистов к реальным условиям производства. Игра помогает обучающимся осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет обучающихся считаться с одногруппниками, советоваться, помогать друг другу, т.е. способствует воспитанию личности.
Урок-исследование. В ходе производственного урока обучающимся выдают технологические задания на исследование новых приемов пошива мужского костюма. Этот вид заданий выполняет комплексную функцию — он позволяет применять знания на практике и способствует развитию не только профессионального мышления, но и умения общаться в коллективе. Содержание технологических заданий строится на базе сочетания теоретических и практических знаний и умений и предполагает, как правило, анализ технологических процессов, выбор технологии, инструмента и т.д. Результаты исследования обсуждаю, анализируются.
Урок-конкуренция. Проводится с привлечением работодателей к оценке профессионального мастерства обучающихся выпускных групп. Присутствуя на уроках производственного обучения, они выступают в роли экспертов, отбирают для работы на своих предприятиях выпускников колледжа.
Выполняя творческое задание, обучающийся демонстрирует свои возможности и участвует в конкуренции за право на получение приглашения на работу. Полученное приглашение гарантирует обучающемуся право прохождения производственной практики (с последующим трудоустройством) в ведущих организациях.
Урок-конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией. К уроку обучающиеся получают опережающее задание и готовят сообщения, с использованием дополнительной литературы, материалов интернет-сайтов, а также собственных рассуждениях. В такой ситуации логично прибегать к элементам ролевого диалога. Такая форма урока требует тщательной подготовки.
Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор, умению целенаправленно выстраивать производственные взаимоотношения, принимать нестандартные решения, способность всесторонне рассматривать даже незначительную проблему. Этому в немалой степени способствует проводимые в группе мастер-классы и конкурсы профессионального мастерства, уроки – соревнования, базирующиеся на знании общеобразовательных дисциплин. Такие занятия позволяет увязать практику с теорией, способствуют формированию мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин, к творчеству и художественному отношению к профессии.
Урок соревнование развивает у обучающихся чувство коллективизма, ответственности за всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности. Урок – соревнование заставляет обучающихся работать в высоком темпе, при подготовке к соревнованию можно использовать различные домашние задания (составить кроссворд, подготовить историческую справку, подготовить вопросы, загадки команде – сопернику и т.д.).
При применении на уроках производственного обучения технологии взаимообучения группе обучающихся дается опережающее задание по теме урока, затем они выступают на уроке в роли мастера производственного обучения. Такая работа всегда вызывает интерес у обучающихся. Подготовительный период к таким урокам отмечается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной творческой работой обучающихся и
мастера.
Метод портфолио — современная образовательная технология, в основе которой используется метод оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Портфолио — систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда.
Метод проблемного изложения— метод, при котором мастер п\о, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Обучающиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.
Научно-исследовательская работа обучающихся, встроенная в образовательный процесс — такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин, к данному виду научно- исследовательской деятельности обучающихся относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством мастера п\о (подготовка эссе, рефератов, аналитических работ; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, защита диплома); результаты всех видов научно- исследовательской деятельности обучающихся, подлежат контролю и оценке со стороны мастера п\о.
Проектная технология. Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат. Цель проекта – реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности обучающихся в освоении новых и применении полученных знаний. В этом случае перед мастером п\о стоит цель: показать на практике возможности применения знаний в постижении профессии, создать серию мини-проектов, выполняемых самими обучающимися под руководством мастера п\о.
Обучающиеся самостоятельно анализируют полученную информацию по теоретическому и практическому представлению темы, распределяют основные задачи, выполняют производственное задание и представляют результат своей работы. Акцент проекта переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирует у обучающихся способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) — способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда, необходимы в любых сферах деятельности.
Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный, творческий процесс. Для того чтобы предупредить ошибки в работе после объяснения нового материала, предлагаем обучающимся перечислить возможные ошибки, причины их возникновения и способы предупреждения, практикуется применение на занятиях карточек самоконтроля, карточек «Проверь себя».
Широко используется на уроках производственного обучения документы письменного инструктирования – инструкционные карты, карты технологической последовательности, технологические схемы. Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, качество работы, создает у обучающихся правильное представление о современной технологии.
Личностно – ориентированная технология. Один из используемых приемов: сделай сам – помоги другому. Каждый обучающийся – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из обучающихся позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающиеся, могут стать скучающими созерцателями. Такому обучающемуся предлагается помочь неуверенным в себе учащимся, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества».
Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающийся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.
Интерактивное обучение (обучение в группах) – примерами работы в
Мини — группах (2-3 человека) может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение производственного задания в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения.
В нестандартном уроке деятельность мастера меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок п\о должен удовлетворять всем требованиям к
нему предъявляемым, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес.
Здоровьесберегающие технологии — система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие технологии – предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью, на использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений.
Использование ИКТ уроках производственного обучения как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования мастера п\о и обучающихся; как возможность личностно ориентированного подхода для мастера п\о; как способ расширения зоны индивидуальной активности обучающегося.
Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы мастера п\о, решаемых ими задач, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению межпредметных связей.
В новом информационном обществе мастер производственного обучения уже не может быть единственным источником знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм образовательной деятельности.
Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность учащихся. Поэтому так важно научить обучающихся различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково- исследовательской работы. Мы убеждены в том, что применение ЭОР на уроках производственного обучения целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно.
Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа — уроки. Работаем над созданием компьютерных презентаций к урокам производственного обучения. Использование на уроках слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, обучающимся работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом. Появление перед глазами обучающихся нужного в данный момент материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес, настраивает на рабочий лад, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным.
Использование на занятиях ЭОР дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем в работе мастера: к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках. Однако, мастеру п\о, использующему ЭОР на уроках, не следует забывать, что в основе любого образовательного процесса лежат педагогические технологии. Электронные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты мастера п\о, чтобы образовательный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить мастера п\о и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.
При планировании и проведении таких уроков мастер п\о может вносить собственные коррективы исходя из выбранной темы для проведения урока и способностей обучающихся, также мастер п\о, полагаясь на свое творчество и опыт, может спланировать собственный инновационный урок производственного обучения, который займет свое место в системе профессионального обучения.