Школа молодого педагога
Организация методической помощи начинающему педагогу
План занятий школы молодого педагога
Инновационные подходы в образовании
Методические основы учебного занятия для начинающего мастера
производственного обучения, преподавателя
- План учебного занятия производственного обучения
- План учебного занятия теоретического обучения на уровне ПТО
- План учебного занятия теоретического обучения на уровне ССО
- Цели занятия
- Типы занятий для теоретического и производственного обучения
- Методы обучения
- Формы деятельности учащихся
- Средства обучения
План учебного теоретического занятия на уровне ПТО
Преподаватель___________________________________________________
Наименование учебного предмета________________________________________________________
Наименование специальности и квалификации___________________________________________________
Тема программы №_____________________________________________(часов)
Тема занятия №__________________________________________________ (часов)
Цели занятия:
- обучения
- воспитания
- развития
- методическая цель (для открытого занятия)
Тип занятия:
Средства обучения: (перечисляются с указанием количества каждого наименования)
Ход занятия | Методы
обучения |
Средства обучения | Формы
организации деятельности учащихся |
1. Организационная часть (мин.) | |||
2. Мотивация предстоящей учебной деятельности (мин.)
(показ социальной и профессиональной значимости учебного материала) |
|||
3. Сообщение темы и целей занятия (мин.) | |||
4. Актуализация знаний (мин.)
4.1. 4.2. 4.3. И т.д. |
|||
5. Сообщение новых знаний (мин.)
5.1 5.2. 5.3. И т.д. |
|||
6. Закрепление новых знаний (мин.)
6.1. 6.2. 6.3. И т.д. |
|||
7. Домашнее задание (мин.) | |||
8. Итоги занятия. Рефлексия (мин.) |
Преподаватель ______________
(подпись)
План учебного теоретического занятия на уровне ССО
Преподаватель____________________________________________________
Наименование учебной дисциплины______________________________________________________
Наименование специальности, специализации и квалификации____________________________________________________
Тема программы №_________________________________________________________(часов)
Тема занятия №_________________________________________________________(часов)
Цели занятия:
- обучения
- воспитания
- развития
- методическая цель (для открытого занятия)
Тип занятия:
Средства обучения: (перечисляются с указанием количества каждого наименования)
Ход занятия | Методы
обучения |
Средства обучения | Формы
организации деятельности учащихся |
1. Организационная часть (мин.) | |||
2. Мотивация предстоящей учебной деятельности (мин.)
(показ социальной и профессиональной значимости учебного материала) |
|||
3. Сообщение темы и целей занятия (мин.) | |||
4. Актуализация знаний (мин.)
4.1. 4.2. 4.3. И т.д. |
|||
5. Сообщение новых знаний (мин)
5.1 5.2. 5.3. И т.д. |
|||
6. Закрепление новых знаний (мин.)
6.1. 6.2. 6.3. И т.д. |
|||
7. Домашнее задание (мин.) | |||
8. Итоги занятия. Рефлексия (мин.) |
Преподаватель ______________
(подпись)
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :
обучения (формирование знаний, умений, навыков и способов деятельности в соответствии с требованиями учебной программы)
- воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности)
- развития (развитие профессиональных интересов, профессионального мышления, трудовой сноровки, глазомера и пр.)
- методическая (опытная проверка разработанных педагогом новых дидактических средств, новых сочетаний методов и приемов обучения)
ТИПЫ ЗАНЯТИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ:
- формирование новых знаний
- формирование новых умений
- комбинированное
- практическое применение знаний, умений (ЛПЗ)
- обобщение и систематизация
- контроль и коррекция знаний и умений
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
- вводное занятие
- освоение и отработка трудовых приемов и операций
- проверочные работы
- комплексные работы
- контрольно-проверочное занятие
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
- информационно-рецептивный
- информационно-иллюстративный
- репродуктивный
- проблемный
- частично-поисковый
- исследовательский
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ИСТОЧНИКУ
ИНФОРМАЦИИ (ТРАДИЦИОННЫЕ):
словесные | наглядные | практические |
Рассказ | Показ | Опыты |
Беседа | Демонстрация | Упражнения |
Лекция | Иллюстрация | Практические работы |
Диспут и др. | Видеопросмотр и др. | Трудовые приемы и др. |
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
- фронтальная (педагог работает со всей группой учащихся, учебная цель для всех общая)
- индивидуальная (учащиеся работают самостоятельно, в индивидуальном темпе)
- парная (учащиеся работают парами: «сильный» и «слабый», или два равных по успеваемости)
- коллективная (учащиеся работают в бригадах, звеньях, командах)
- личностно-ролевая (учащиеся исполняют роль консультанта, контролера, учителя)
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА (учебники, учебные пособия, практические пособия, практикумы, практические руководства, рабочие тетради, блок-конспекты, альбомы учебные, сборники задач, упражнений, диктантов и т.п.)
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА (словари, справочники, реферативные сборники, проспекты и т.п.)
ПЛОСКОСТНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (учебные инструкционные документы, учебные таблицы, плакаты и т.п.)
НАТУРАЛЬНЫЕ ОЪЕКТЫ (образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, гербарии растений, чучела животных, специально обработанные узлы, демонстрационное и лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование и т.п.)
СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ И ОТОБРАЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (учебные модели, муляжи, макеты, тренажеры и т.п.)
ЭКРАННЫЕ СТАТИЧНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (транспаранты, диапозитивы, слайды, диафильмы и т.п.)
ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (учебные кинофильмы и видеофильмы, аудио- и грамзаписи, радио- и телепередачи и т.п.)
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (электронные учебники и дидактические материалы, виртуальные практикумы, мультимедиа, тренажери, экскурсии, образовательные сайты, образовательные ВЭБ-квесты, компьютерные программы, электронные библиотеки и т.п.)