Школа молодого педагога
ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Особое место в системе совершенствования образовательного процесса учреждения образования «Гомельский государственный колледж бытового обслуживания» занимает организация методической помощи начинающему педагогу. Проблема профессиональной адаптации молодых педагогов приобретает особую актуальность на современном этапе, так как именно в современных условиях общество предъявляет к педагогическим работникам особые требования и в личностном, и в профессиональном плане.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет этот путь, зависит, состоится ли новоявленный преподаватель, мастер производственного обучения как профессионал, останется ли он в сфере профессионального образования или найдет себя в другом направлении деятельности.
Под профессиональной адаптацией молодых педагогов понимается сложный динамический процесс полного освоения профессии и овладения педагогическим мастерством на основе совокупности ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, умений и навыков.
Адаптация молодого специалиста к педагогической профессии представляет собой процесс преодоления затруднений в работе через освоение нового направления деятельности. Успешность завершения процесса приспособления к педагогическому труду зависит от условий, особенностей профессии и личностных качеств начинающего педагога.
Целью научно-методической работы с молодыми специалистами в колледже является создание условий для самореализации, приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепление в коллективе.
Задачи научно-методической работы:
- Оказание помощи молодым специалистам при адаптации в педагогическом коллективе.
- Повышение уровня методической подготовленности педагогов.
- Оказание практической помощи молодым специалистам.
- Обеспечение постоянного освоения современных образовательных технологий.
- Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности.
- Оказание помощи в самообразовательной работе молодых специалистов.
- Формирование представления о путях совершенствования.
- Создание условий для саморазвития и самореализации.
- Оказание психологической поддержки.
- Поощрение молодых специалистов и стимулирование их работы.
Этапы научно-методической работы с молодыми специалистами:
- Диагностика-аналитическая деятельность
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов;
- анализ состояния и результативность методической работы, определение направлений ее совершенствования;
- выявление в образовательном процессе затруднений дидактического и методического характера;
- сбор и обработка информации о результатах образовательной деятельности;
- изучение, обобщение и распространение положительного педагогического опыта.
- Информационное сопровождение
- формирование банка нормативно-правовой и научно-методической информации;
- ознакомление педагогов с новинками педагогической, методической, научно-популярной литературы;
- приобщение педагогических работников к экспериментальной и инновационной деятельности;
- информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплексах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической поддержки.
- Организационно-методическое сопровождение
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации, стажировки, переподготовки педагогических работников, оказание им информационно-методической помощи;
- организация и проведение семинаров, практикумов, мастер-классов, учебы;
- посещение и оказание помощи в подготовке открытых учебных занятий, воспитательных мероприятий;
- подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального мастерства.
- Педагогическое консультирование
План оказания методической помощи молодым специалистам
(мастерам производственного обучения, преподавателям)
учреждения образования «Гомельский государственный колледж бытового обслуживания»
№ | Дата | Направление работы | Содержание мероприятий | Цель работы, предполагаемый результат | Ответствен
ный |
Диагностика-аналитическая деятельность | |||||
1. | Сентябрь | Мониторинг профессиональных потребностей педагогов | 1.Изучение профессиональных и информационных потребностей начинающих педагогов
2.Закрепление наставников за молодыми специалистами 3.Составление плана работы с молодыми специалистами |
Выявление потребностей педагогов, проблем и определение направлений работы | Зам. директора по УПР, зам. директора по УР,
методист |
Информационное сопровождение | |||||
2. | В течение года | Педагогическое просвещение | 1.Ознакомление молодых специалистов с нормативно-правовой и учебно-методической документацией, перечнями новой литературы, учебно-методическими комплексами.
2.Ознакомление с электронными образовательными ресурсами, их применением в образовательном процессе. |
Ознакомление с нормативно-правовой и учебно-методической документацией
Приобщение к изучению информационного и методического сопровождения, его использованию с учетом индивидуальных особенностей учащихся |
Зам. директора по УПР, зам. директора по УР,
методист |
Организационно-методическое сопровождение | |||||
3.1 | Сентябрь | Учебно-методическая деятельность | Разработка учебно-программной документации (учебных программ, перспективно-тематического планирования)
Ведение журналов теоретического и производственного обучения |
Ознакомление с требованиями и разработка учебно-программной документации, грамотное ведение журналов | Зам. директора по УПР, зам. директора по УР,
методист |
3.2 | Октябрь | Повышение профессионального уровня
|
Методические требования к современному уроку
Формы организации деятельности учащихся на уроке |
Обучение методике планирования урока, постановке целей, отбору материала и др.
Обучение организации деятельности учащихся на уроке, с использованием эффективных форм работы |
Методист |
3.3 | Ноябрь | Повышение профессионального уровня
|
Организация и проведение открытых учебных занятий | Ознакомление с алгоритмом подготовки и проведения открытых мероприятий | Методист |
3.4 | Декабрь | Повышение профессионального уровня
|
Педагогические технологии в образовательном процессе | Ознакомление с практическим использованием педагогических технологий на учебных занятиях | Методист |
3.5 | Январь | Повышение профессионального уровня
|
Учебно-методические комплексы в образовательном процессе | Оказание методической помощи в разработке структурных элементов УМК | Методист |
3.6 | Февраль | Повышение профессионального уровня
|
Методическое сопровождение педагогической деятельности мастера производственного обучения | Ознакомление с нормативными документами по методическому сопровождению мастера п/о | Методист |
3.7 | Март | Повышение профессионального уровня
|
Организация и проведение аттестации учащихся | Оказание методической помощи в оформлении документов по ВКЭ | Зам. директора по УПР, зам. директора по УР,
методист, председатели цикловых комиссий |
3.8 | Апрель | Повышение профессионального уровня
|
Разработка и использование в образовательном процессе ЭОР | Ознакомление с технологией разработки электронных образовательных ресурсов | Зам. директора по УПР, зам. директора по УР,
методист, председатели цикловых комиссий |
3.9 | Май | Повышение профессионального уровня
|
Проведение конкурсов профессионального мастерства, мастер-классов, предметных недель | Оказание помощи в подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства | Зам. директора по УПР, зам. директора по УР,
методист |
Научно-методическое сопровождение | |||||
4.1 | Сентябрь | Самообразование | Выбор темы самообразования, составление плана | Оказание помощи в выборе темы, составлении плана | Методист, председатели цикловых комиссий |
4.2 | В течение года | Работа по теме самообразования | Методист, председатели цикловых комиссий | ||
4.3 | Июнь | Выступление с темой самообразования на педагогической конференции, заседании цикловой комиссии, совещании | Методист, председатели цикловых комиссий | ||
Педагогическое консультирование | |||||
5. | В течение года | Педагогическое консультирование по запросу | Зам. директора по УПР, зам. директора по УР,
методист, председатели цикловых комиссий |
||
Педагогический мониторинг | |||||
6.1 | Май | Диагностика качества образования | Проведение контрольных срезов | Выявление уровня обученности учащихся | Зам. директора по УПР, УР
|
6.2 | Июнь | Анализ адаптации молодого специалиста в образовательном процессе | Заполнение листа оценки работы молодого специалиста | Планирование работы с молодым специалистом на следующий год | Методист |
Инновационные подходы в образовании
Чтобы научить обучающихся самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в группах, развивать коммуникативные, творческие способности, брать ответственность на себя, мастеру производственного обучения приходится изучать и использовать новые методики.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.
Соответственно развитие инновационных методов — есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.
Поэтому должен происходить постоянный поиск, цель которого — найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по обучению, развитию и воспитанию обучающихся на всех этапах образования.
Мастеру производственного обучения необходимо обеспечить обучающихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
Инновационные уроки, реализуются после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний обучающихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такие уроки осуществляются при обязательном участии всех учащихся, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды).
На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать
следующим образом:
- осуществляется контроль знаний, умений и навыков обучающихся по определенной теме;
- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение обучающихся к уроку;
- предусматривается минимальное участие на уроке мастера производственного обучения;
- формируется профессионально значимые качества личности;
- развивается творческая активность, инициатива обучающегося, что позволяет повысить эффективность практического обучения.
Естественно, что инновационные уроки больше нравятся обучающимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д. Поэтому такие уроки должны быть у каждого мастера производственного обучения, но они не должны преобладать в общей структуре обучения. Мастеру производственного обучения необходимо определить место нетрадиционных уроков в работе.
Среди различных видов инновационных уроков, наиболее удачными можно считать следующие:
Игровые технологии — дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия обучающихся, выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес обучающихся к профессии. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к образовательной деятельности.
Например, на уроках производственного обучения используя различные игры — игра «Вставь пропущенное слово», логический диктант, игра «Аукцион», заполнение оценочных листов (самоконтроль, взаимоконтроль), игра «Выбери необходимый материал», «Выбери необходимый инструмент»,
«Найди ошибку» и др. предполагается развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.
Деловая игра — этот метод обучения дает учащимся возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности будущего специалиста.
Ролевые игры. Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. На занятиях имитируется деятельность какого-либо цеха на производстве, его подразделения, события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение планов, швея, мастер, начальник цеха и т.д.).
Игра развивает адаптивные возможности будущих специалистов к реальным условиям производства. Игра помогает обучающимся осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет обучающихся считаться с одногруппниками, советоваться, помогать друг другу, т.е. способствует воспитанию личности.
Урок-исследование. В ходе производственного урока обучающимся выдают технологические задания на исследование новых приемов пошива мужского костюма. Этот вид заданий выполняет комплексную функцию — он позволяет применять знания на практике и способствует развитию не только профессионального мышления, но и умения общаться в коллективе. Содержание технологических заданий строится на базе сочетания теоретических и практических знаний и умений и предполагает, как правило, анализ технологических процессов, выбор технологии, инструмента и т.д. Результаты исследования обсуждаю, анализируются.
Урок-конкуренция. Проводится с привлечением работодателей к оценке профессионального мастерства обучающихся выпускных групп. Присутствуя на уроках производственного обучения, они выступают в роли экспертов, отбирают для работы на своих предприятиях выпускников колледжа.
Выполняя творческое задание, обучающийся демонстрирует свои возможности и участвует в конкуренции за право на получение приглашения на работу. Полученное приглашение гарантирует обучающемуся право прохождения производственной практики (с последующим трудоустройством) в ведущих организациях.
Урок-конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией. К уроку обучающиеся получают опережающее задание и готовят сообщения, с использованием дополнительной литературы, материалов интернет-сайтов, а также собственных рассуждениях. В такой ситуации логично прибегать к элементам ролевого диалога. Такая форма урока требует тщательной подготовки.
Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор, умению целенаправленно выстраивать производственные взаимоотношения, принимать нестандартные решения, способность всесторонне рассматривать даже незначительную проблему. Этому в немалой степени способствует проводимые в группе мастер-классы и конкурсы профессионального мастерства, уроки – соревнования, базирующиеся на знании общеобразовательных дисциплин. Такие занятия позволяет увязать практику с теорией, способствуют формированию мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин, к творчеству и художественному отношению к профессии.
Урок соревнование развивает у обучающихся чувство коллективизма, ответственности за всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности. Урок – соревнование заставляет обучающихся работать в высоком темпе, при подготовке к соревнованию можно использовать различные домашние задания (составить кроссворд, подготовить историческую справку, подготовить вопросы, загадки команде – сопернику и т.д.).
При применении на уроках производственного обучения технологии взаимообучения группе обучающихся дается опережающее задание по теме урока, затем они выступают на уроке в роли мастера производственного обучения. Такая работа всегда вызывает интерес у обучающихся. Подготовительный период к таким урокам отмечается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной творческой работой обучающихся и
мастера.
Метод портфолио — современная образовательная технология, в основе которой используется метод оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Портфолио — систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда.
Метод проблемного изложения— метод, при котором мастер п\о, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Обучающиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.
Научно-исследовательская работа обучающихся, встроенная в образовательный процесс — такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин, к данному виду научно- исследовательской деятельности обучающихся относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством мастера п\о (подготовка эссе, рефератов, аналитических работ; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, защита диплома); результаты всех видов научно- исследовательской деятельности обучающихся, подлежат контролю и оценке со стороны мастера п\о.
Проектная технология. Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат. Цель проекта – реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности обучающихся в освоении новых и применении полученных знаний. В этом случае перед мастером п\о стоит цель: показать на практике возможности применения знаний в постижении профессии, создать серию мини-проектов, выполняемых самими обучающимися под руководством мастера п\о.
Обучающиеся самостоятельно анализируют полученную информацию по теоретическому и практическому представлению темы, распределяют основные задачи, выполняют производственное задание и представляют результат своей работы. Акцент проекта переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирует у обучающихся способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) — способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда, необходимы в любых сферах деятельности.
Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный, творческий процесс. Для того чтобы предупредить ошибки в работе после объяснения нового материала, предлагаем обучающимся перечислить возможные ошибки, причины их возникновения и способы предупреждения, практикуется применение на занятиях карточек самоконтроля, карточек «Проверь себя».
Широко используется на уроках производственного обучения документы письменного инструктирования – инструкционные карты, карты технологической последовательности, технологические схемы. Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, качество работы, создает у обучающихся правильное представление о современной технологии.
Личностно – ориентированная технология. Один из используемых приемов: сделай сам – помоги другому. Каждый обучающийся – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из обучающихся позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающиеся, могут стать скучающими созерцателями. Такому обучающемуся предлагается помочь неуверенным в себе учащимся, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества».
Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающийся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.
Интерактивное обучение (обучение в группах) – примерами работы в
Мини — группах (2-3 человека) может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение производственного задания в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения.
В нестандартном уроке деятельность мастера меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок п\о должен удовлетворять всем требованиям к
нему предъявляемым, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес.
Здоровьесберегающие технологии — система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие технологии – предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью, на использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений.
Использование ИКТ уроках производственного обучения как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования мастера п\о и обучающихся; как возможность личностно ориентированного подхода для мастера п\о; как способ расширения зоны индивидуальной активности обучающегося.
Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы мастера п\о, решаемых ими задач, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению межпредметных связей.
В новом информационном обществе мастер производственного обучения уже не может быть единственным источником знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм образовательной деятельности.
Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность учащихся. Поэтому так важно научить обучающихся различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково- исследовательской работы. Мы убеждены в том, что применение ЭОР на уроках производственного обучения целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно.
Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа — уроки. Работаем над созданием компьютерных презентаций к урокам производственного обучения. Использование на уроках слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, обучающимся работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом. Появление перед глазами обучающихся нужного в данный момент материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес, настраивает на рабочий лад, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным.
Использование на занятиях ЭОР дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем в работе мастера: к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках. Однако, мастеру п\о, использующему ЭОР на уроках, не следует забывать, что в основе любого образовательного процесса лежат педагогические технологии. Электронные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты мастера п\о, чтобы образовательный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить мастера п\о и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.
При планировании и проведении таких уроков мастер п\о может вносить собственные коррективы исходя из выбранной темы для проведения урока и способностей обучающихся, также мастер п\о, полагаясь на свое творчество и опыт, может спланировать собственный инновационный урок производственного обучения, который займет свое место в системе профессионального обучения.
Методические основы учебного занятия для начинающего мастера
производственного обучения, преподавателя
- План учебного занятия производственного обучения
- План учебного занятия теоретического обучения на уровне ПТО
- План учебного занятия теоретического обучения на уровне ССО
- Цели занятия
- Типы занятий для теоретического и производственного обучения
- Методы обучения
- Формы деятельности учащихся
- Средства обучения
Утверждаю
Зам. директора по УПР
________Е.В. Ямпольская
« »___________20 г.
План учебного занятия производственного обучения
Мастер производственного обучения (ф. и .о.) ___________________________________________________________
Наименование учебного предмета_____________________________________________________________________
Наименование специальности и квалификации__________________________________________________________
Тема программы №5: «Массаж головы» (6 часов).
Тема урока № 5.1. «Массаж головы» (6 часов).
Цели занятия:
обучения – научить выполнять массаж головы, наносить лечебную эмульсию для массажа; дезинфицировать инструмент. Научить контролировать качество работ, организовывать рабочее место, соблюдать требования безопасности труда. В результате урока обучаемые должны:
— выполнять массаж головы;
— наносить лечебную эмульсию,
— расчесывать волосы;
— дезинфицировать инструмент;
— контролировать качество работ;
— рационально организовывать рабочее место;
— соблюдать требования безопасности труда
воспитания – воспитание аккуратности, ответственности, вежливости при обслуживании клиентов;
развития – развитие двигательной координации, точности и скорости движений
Тип занятия: освоение и отработка трудовых приемов и операций.
Методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный и др.
Формы деятельности обучаемых: фронтальная, индивидуальная, коллективная
Материально-техническое оснащение занятия: расчески, ле6чебная эмульсия и др. (указываем количество каждого наименования)
Дидактический материал: плакаты, ИТК, карточки-задания и т.д. (указываем количество каждого наименования)
Ход занятия
- Организационная часть (2-3 мин)
1.1.Приветствие обучаемых, проверка присутствующих.
1.2. Обеспечение психологической готовности обучаемых к занятию
1.3. Проверка готовности обучаемых к занятию (наличие спецодежды, соответствующей обуви и др.)
- Вводный инструктаж (40-45 мин)
2.1. Мотивация предстоящей учебной деятельности
(показ социальной и профессиональной значимости учебного материала)
2.2. Сообщение темы и целей занятия (тема и цель обучения записывается на доске или через презентацию на мультимедиа)
2.3. Актуализация опорных знаний по технологии парикмахерских работ
2.3.1. (здесь необходимо подробно расписать приемы актуализации)
2.3.2. и.т.д.
2.4. Формирование ориентировочной основы предстоящей учебной деятельности
2.4.1. Раскрытие содержания предстоящих действий – целей, задач, условий.
2.4.2. Характеристика основных свойств материалов, инструмента, используемого оборудования.
2.4.3. Личный показ мастером последовательности выполнения трудовых операций и отдельных способов действия (здесь необходимо расписать последовательность выполнения трудовых приемов)
2.4.3.1.
2.4.3.2.
2.4.3.3. и.т.д.
2.4.4. Раскрытие безопасных приемов труда, требований к организации рабочего места.
2.4..5. Ознакомление с порядком самоконтроля и способами его проведения.
2.4.6. Пробное выполнение трудовых действий обучаемыми с целью проверки правильности их выполнения, комментирование действий .
Выдача заданий и расстановка обучаемых по рабочим местам.
- Самостоятельная практическая деятельность обучаемых (текущий инструктаж)
( 4 ч. 45 мин.)
- Самостоятельное выполнение обучаемыми заданий.
- Обходы рабочих мест обучаемых с целью проверки:
— организации рабочего места;
— соблюдения требований безопасности труда;
— правильности выполнения трудовых приемов;
— правильного использования материалов и инструмента;
— осуществлением самоконтроля.
3.3. Оказание помощи обучаемым в выполнении работ, индивидуальное инструктирование.
- Заключительный инструктаж. (30 мин.)
4.1. Сравнительный анализ результатов выполненных работ обучаемыми. Оценка работ.
4.2. Разбор типичных ошибок в работе, выяснение причин их возникновения, обсуждение способов их устранения.
4.3. Повторение показа приемов (лично или лучшими обучаемыми), при выполнении которых обучаемые допустили наибольшее количество ошибок.
4.4. Ответы на вопросы обучаемых, возникшие в процессе занятия.
4..5. Подведение итогов работы и оценки степени достижения учебных целей.
4.6. Рефлексия результатов прошедшей учебной деятельности.
4.7. Выдача домашнего задания:
4.7.1.
Мастер п/о: _______________
(подпись)
План учебного теоретического занятия на уровне ПТО
Преподаватель___________________________________________________
Наименование учебного предмета________________________________________________________
Наименование специальности и квалификации___________________________________________________
Тема программы №_____________________________________________(часов)
Тема занятия №__________________________________________________ (часов)
Цели занятия:
- обучения
- воспитания
- развития
- методическая цель (для открытого занятия)
Тип занятия:
Средства обучения: (перечисляются с указанием количества каждого наименования)
Ход занятия | Методы
обучения |
Средства обучения | Формы
организации деятельности учащихся |
1. Организационная часть (мин.) | |||
2. Мотивация предстоящей учебной деятельности (мин.)
(показ социальной и профессиональной значимости учебного материала) |
|||
3. Сообщение темы и целей занятия (мин.) | |||
4. Актуализация знаний (мин.)
4.1. 4.2. 4.3. И т.д. |
|||
5. Сообщение новых знаний (мин.)
5.1 5.2. 5.3. И т.д. |
|||
6. Закрепление новых знаний (мин.)
6.1. 6.2. 6.3. И т.д. |
|||
7. Домашнее задание (мин.) | |||
8. Итоги занятия. Рефлексия (мин.) |
Преподаватель ______________
(подпись)
План учебного теоретического занятия на уровне ССО
Преподаватель____________________________________________________
Наименование учебной дисциплины______________________________________________________
Наименование специальности, специализации и квалификации____________________________________________________
Тема программы №_________________________________________________________(часов)
Тема занятия №_________________________________________________________(часов)
Цели занятия:
- обучения
- воспитания
- развития
- методическая цель (для открытого занятия)
Тип занятия:
Средства обучения: (перечисляются с указанием количества каждого наименования)
Ход занятия | Методы
обучения |
Средства обучения | Формы
организации деятельности учащихся |
1. Организационная часть (мин.) | |||
2. Мотивация предстоящей учебной деятельности (мин.)
(показ социальной и профессиональной значимости учебного материала) |
|||
3. Сообщение темы и целей занятия (мин.) | |||
4. Актуализация знаний (мин.)
4.1. 4.2. 4.3. И т.д. |
|||
5. Сообщение новых знаний (мин)
5.1 5.2. 5.3. И т.д. |
|||
6. Закрепление новых знаний (мин.)
6.1. 6.2. 6.3. И т.д. |
|||
7. Домашнее задание (мин.) | |||
8. Итоги занятия. Рефлексия (мин.) |
Преподаватель ______________
(подпись)
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :
- обучения (формирование знаний, умений, навыков и способов деятельности в соответствии с требованиями учебной программы)
- воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности)
- развития (развитие профессиональных интересов, профессионального мышления, трудовой сноровки, глазомера и пр.)
- методическая (опытная проверка разработанных педагогом новых дидактических средств, новых сочетаний методов и приемов обучения)
ТИПЫ ЗАНЯТИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ:
- формирование новых знаний
- формирование новых умений
- комбинированное
- практическое применение знаний, умений (ЛПЗ)
- обобщение и систематизация
- контроль и коррекция знаний и умений
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
- вводное занятие
- освоение и отработка трудовых приемов и операций
- проверочные работы
- комплексные работы
- контрольно-проверочное занятие
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
- информационно-рецептивный
- информационно-иллюстративный
- репродуктивный
- проблемный
- частично-поисковый
- исследовательский
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ИСТОЧНИКУ
ИНФОРМАЦИИ (ТРАДИЦИОННЫЕ):
словесные | наглядные | практические |
Рассказ | Показ | Опыты |
Беседа | Демонстрация | Упражнения |
Лекция | Иллюстрация | Практические работы |
Диспут и др. | Видеопросмотр и др. | Трудовые приемы и др. |
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
- фронтальная (педагог работает со всей группой учащихся, учебная цель для всех общая)
- индивидуальная (учащиеся работают самостоятельно, в индивидуальном темпе)
- парная (учащиеся работают парами: «сильный» и «слабый», или два равных по успеваемости)
- коллективная (учащиеся работают в бригадах, звеньях, командах)
- личностно-ролевая (учащиеся исполняют роль консультанта, контролера, учителя)
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА (учебники, учебные пособия, практические пособия, практикумы, практические руководства, рабочие тетради, блок-конспекты, альбомы учебные, сборники задач, упражнений, диктантов и т.п.)
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА (словари, справочники, реферативные сборники, проспекты и т.п.)
ПЛОСКОСТНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (учебные инструкционные документы, учебные таблицы, плакаты и т.п.)
НАТУРАЛЬНЫЕ ОЪЕКТЫ (образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, гербарии растений, чучела животных, специально обработанные узлы, демонстрационное и лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование и т.п.)
СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ И ОТОБРАЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (учебные модели, муляжи, макеты, тренажеры и т.п.)
ЭКРАННЫЕ СТАТИЧНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (транспаранты, диапозитивы, слайды, диафильмы и т.п.)
ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (учебные кинофильмы и видеофильмы, аудио- и грамзаписи, радио- и телепередачи и т.п.)
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (электронные учебники и дидактические материалы, виртуальные практикумы, мультимедиа, тренажери, экскурсии, образовательные сайты, образовательные ВЭБ-квесты, компьютерные программы, электронные библиотеки и т.п.)